ITCS - Теория музыки для начинающих гитаристов. Часть 3 - ЗВУК И АКУСТИКА
Сегодня: Понедельник, 05.12.2016, 23:35 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Что такое matte painting?

Визуальная среда Flowstone

Эргономика компьютерных клавиатур

Google Chrome. Таким должен быть браузер

Программы — виртуальные гитаристы
Главная » ЗВУК И АКУСТИКА

Теория музыки для начинающих гитаристов. Часть 3

02.11.2010


Трезвучия — это простейшие аккорды

А теперь наступило время перейти к аккордам. Говоря о консонансах, мы подразумевали созвучие только двух нот. Со временем стали использоваться более сложные сочетания из трех различных по высоте звуков. Изначально они не назывались аккордами и воспринимались как сложные консонансы. Со временем понятие аккорд вошло в силу. С древнегреческого языка это слово переводится как «согласие». Итак, аккорд — это одновременное сочетание трех и более звуков. Как самый распространенный вид аккордов стоит рассматривать трезвучия — аккорды, состоящие из трех звуков, последовательно расположенных по терциям.

Трезвучия бывают мажорными (большими), минорными (малыми), уменьшенными и увеличенными. Нижний звук в трезвучии называется основным или примой, средний — терцией, а самый высокий — квинтой. 

Теперь вспомните умозрительно строку с терциями в таблице с интервалами из прошлой части серии, при желании можете ее открыть. Их (терций) всего две — большая и малая. Соответственно вариантов их возможной расстановки в аккорде всего четыре. Запомнить все достаточно просто, мажорное трезвучие — б.3 + м.3, минорное — м.3 + б.3 (наоборот), увеличенное — б.3 + б.3, уменьшенное — м.3 + м.3. В обозначениях этих аккордов также нет ничего сложного — латинская буква, указывающая на основной звук, снизу которой стоит комментарий. Например, «maj» — мажорное трезвучие (чаще всего в обычном трезвучии сокращение «maj» не ставится вообще), «min» или «m» — минорное трезвучие, «aug» или «+5» — увеличенное трезвучие, «dim» или «m-5» — уменьшенное. 


Обращения трезвучий


Аккорды, где прима является самой нижней нотой, называются основными. Но вместе с тем каждый аккорд может обращаться, то есть месторасположение его звуков может меняться между собой из-за их октавных переходов. Например, если говорить о трезвучиях, то возможны два варианта обращения — когда терция становится самым нижним звуком и когда квинта становится самым нижним звуком. Эти обращения имеют свои отдельные названия, поскольку интервалы получаются перераспределенными. Так, если терция находится внизу, мы говорим о секстаккорде, поскольку очевиден интервал сексты между самым нижним (терцией) и самым высоким (прима, поднятая на октаву) звуками, и данный вариант называется первым обращением трезвучия.   

Второе обращение трезвучия получается в результате смещения примы и терции на октаву вверх, в результате чего внизу остается квинта. Такие аккорды получили название квартсекстаккордов. 

То есть, если вы встретите такие названия, то знайте, что сталкивайтесь с обращениями основного трезвучия. Они все очень подобно звучат. Особенно это важно понимать гитаристам, поскольку при аккомпанементе мы, почти всегда используем сразу шесть струн. 

Давайте приведем реальный пример и посмотрим, как это выглядит в переложении для гитары, выбрав самый простейший аккорд — ля-мажор, в основном трезвучии ля – до-диез – ми, и сыграем его на трех первых струнах.

Первая итерация — самый простой его вид, известный многим музыкантам берется при зажатии на втором ладу 2, 3 и 4-й струны. По струнам у нас получается, если идти от шестой — ми, ля, ми, ля, до-диез, ми. Если вы одновременно дерните 3-ю, 2-ю и 1-ю струны, то получите основное трезвучие (ля – до-диез - ми). Если 4-ю, 3-ю и 2-ю — квартсекстаккорд (ми – ля – до-диез).   

Вторая итерация —  аккорд с баррэ на пятом ладу. Соответственно, 3-я струна зажата на 6-м ладу (средний палец), 4-я на 7-м (безымянный палец) и 5-я на 7-м (мезинец). Смотрим, какие мы играем ноты, если идти от шестой — ля, ми, ля, до-диез, ми, ля. Одновременное воспроизведение 5-й, 4-й и 3-й — квартсекстаккорд (ми – ля – до-диез), 4-й, 3-й и 2-й — основное трезвучие (ля – до-диез -ми), 3-й, 2-й и 1-й — секстаккорд (до-диез – ми - ля). 

Третья итерация — аккорд c баррэ на 9-м ладу, вторую струну зажимаем на 10-м ладу средним пальцем и четвертую струну зажимаем на 11-м ладу безымянным, и воспроизводим этот аккорд по первым четырем струнам, соответственно, мы получаем в отсчете от четвертой — до-диез, ми, ля, до-диез. Соответственно здесь очевидны секстаккорд и квартсекстаккорд. 

Сыграйте три этих аккорда — основной, секстаккорд и квартсекстаккорд — и вы уловите их очень близкую схожесть в звучании. Почти как по математическому правилу — от перемены мест слагаемых сумма не меняется. 


Трезвучия с секстой


Часто в музыкальной практике можно встретить мажорные и минорные трезвучия с одной добавленной нотой, стоящей на расстоянии большой секунды (1 тон) от квинты. В обозначении этих аккордов добавлена цифра 6, что обусловлено наличием интервала сексты между примой и четвертым добавленным звуком. 

Поскольку в предыдущих примерах мы опирались на трезвучие ля-мажор, то этой нотой является фа-диез. 


Септаккорды


Септаккорд — это созвучие четырех нот, расположенных по терциям. Чтобы просчитать количество их вариантов, нужно число 2 возвести в 3-ю степень, в результате чего получаем восемь. Но тут возникает один тонкий нюанс, поскольку три больших терции подряд (2 тона + 2 тона + 2 тона) дают шесть тонов, то есть октаву. Таким образом, в определение септаккорда стоит внести коррективу: септаккорд — это созвучие четырех нот, расположенных по терциям, как минимум одна из которых является малой. То есть, видов септаккордов получает в итоге семь.

Какие они?

б.3 + м.3 + б.3 — большой мажорный септаккорд. Обозначение — «7maj».
б.3 + м.3 + м.3 — малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). Обозначение — просто «7». 
м.3 + б.3 + б.3 — большой минорный септаккорд. Обозначение — «m7maj».
м.3 + б.3 + м.3 — малый минорный септаккорд. Обозначение — «m7».
б.3 + б.3 + м.3 — увеличенный септаккорд. Обозначение — «aug7».
м.3 + м.3 + б.3 — полууменьшенный септаккорд. Обозначение — «m7-5».
м.3 + м.3 + м.3 — уменьшенный септаккорд. Обозначение — «dim7».

Если вы внимательно посмотрите на доминантсептаккорд, то найдете в нем все первые ноты из обертонового ряда. 


Обращения септаккордов


Вы помните, что обращением аккорда называется использование в качестве нижнего звука любого входящего в этот аккорд кроме примы. Поскольку в варианте септаккорда помимо примы их три, то мы, соответственно имеем три варианта обращения.

Терция внизу — квинтсекстаккорд.
Квинта внизу — терцквартаккорд.
Септима внизу — секундаккорд. 


Нонаккорды


Нонаккорды — это одновременное созвучие 5 нот, расположенных по терциям. Как вы понимаете, у нас есть четыре интервала, минимальное значение суммы которых дает октаву. Всего возможно шестнадцать вариаций, многие из которых дают октавные повторения примы и терции нижней части аккорда. Во вторых, некоторые варианты являются плохо созвучными, поэтому наиболее часто используется только две вариации нонаккордов, основанных на доминансептаккордах с добавлением большой или малой терции.

Таким образом: 

б.3 + м.3 + м.3 + б.3 — большой доминантнонаккорд. Обозначается цифрой «9».
б.3 + м.3 + м.3 + м.3 — малый доминантнонаккорд. Обозначается цифрой «9» с минусом — «9-».

Аккорды с задержанием

В аккордах с задержанием вместо терции используется кварта. Они обозначаются «sus4». 




Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора.








Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 308

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz