Сегодня: Суббота, 20.04.2024, 10:37 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Домашние системы
3D-видения

Роботы и экзоскелеты

Эргономика компьютерных клавиатур

Наушники. Как выбирать?

Плагины Sonnox Oxford
Главная » ЗВУК И АКУСТИКА

Теория музыки для начинающих гитаристов. Часть 2

02.11.2010

Перед тем как ответить на вопрос, откуда взялись аккорды, следует рассказать, откуда взялось нотное представление, которым мы сейчас пользуемся. Будем последовательны. Вопрос на самом деле не такой легкий, как может показаться на первый взгляд. Причем очень много стоит рассматривать в переложении на гитару. Для начала попробуем ответить на вопрос…


Откуда взялись белые клавиши фортепиано?


На гитарном грифе нет ни черных, ни белых клавиш, и лады там не разукрашены в различные цвета — мы имеем стандартное полутоновое разбиение на 12 звуков, каким его видел Пифагор. Но вместе с тем мы используем общую музыкальную терминологию, где названия основных нот соответствует белым клавишам фортепиано. Что же явилось причиной их возникновения? И почему в качестве основного был принят именно такой порядок, а не другой? 

Первый древнегреческий инструмент лира строился по нотам до-фа-соль-до (основной звук, кварта к нему, квинта к нему, октава к нему), если брать в качестве отсчета ноту до.
 
Но со временем музыкантам потребовалось больше нот. В формировании более расширенного звукоряда использовалась все та же квинтовая модель Пифагора. Чтобы получить современный набор белых клавиш, нужно выстраивать квинтовый ряд от ноты фа, получается фа-до-соль-ре-ля-ми-си. И кстати, это единственный возможный вариант получения «чистых» нот с использованием квинтового построения. Переход от квинтового ряда к ступенчатому производится по уже знакомой нам схеме — с помощью умножения или деления длины струны на два. В результате, мы получаем высотно-ступенчатый ряд — фа-соль-ля-си-до-ре-ми, то есть все белые клавиши пианино. И тут стоит запомнить очень важный момент, что первый ступенчатый звукоряд выстраивался от ноты фа. 


Обертоны и консонансы


Возьмите гитару и сильно дерните по одной струне. Она завибрирует, а оптически мы будем наблюдать эффект ее утолщения. Звук формируется от колебания струны, но на самом деле при замедленном воспроизведении мы можем заметить, что колышется не только сама струна, но и ее отдельные элементы — треть, половина, четверть и так далее. Каждый из них будет колебаться со своей собственной частотой. Эти частоты в музыке называются гармониками или обертонами. Их интервальное соотношение между собой является незыблемым, и отсчет начинается со второго обертона: октава к основному звуку, квинта через октаву к нему, основной звук через две октавы, большая терция (2 тона) через две октавы, квинта через две октавы, квинта плюс малая терция (1,5 тона) через две октавы и так далее. Амплитудное взаимоотношение обертонов между собой влияет на такую характеристку инструмента как его тембр.
 
Если вы разложите на нотном стане обертоновый ряд, то получите отображение натурального формирования звука, который заложен природой. Но в конце первого тысячелетия не знали, что такое обертоны и руководствовались только своим собственным впечатлением. Так в церковных песнопениях появилось понятие консонанса — приятного для слуха созвучия. Консонансы делятся на совершенные и не совершенные. В первом случае мы говорим о сочетании нот в унисон, чистую октаву или чистую квинту, а иногда и чистую кварту. Во втором — большую и малую терции, и сексту. В данном случае важно отметить, что все консонансы являются приятными для слуха созвучиями, не зависимо от того, совершенные они или нет. 


Лад, мажорный лад. Возникновение «бемоля» и «бекара»


Лад (не путать с ладами на грифе гитары) — это организованная система музыкальных звуков. Давайте внимательно приглядимся к ряду белых клавиш, полученному от преобразования квинтового ряда Пифагора, построенного от ноты фа — фа – соль – ля – си – до - ре-ми. У него есть один недостаток, поскольку есть чистая квинта, но нет чистой кварты по отношению к основному звуку. То есть, 2/3 струны присутствует, а такой ключевой интервал как ее 3/4 — нет. Для его получения нужно понизить ноту си ровно на полтона. 

Таким образом, первый звукоряд состоял из нот: фа – соль – ля - си-бемоль – до – ре - ми. Он получил статус главного и в переводе на латинский его название звучит как «мажор». Тоновые интервальные соотношения между нотами в этом ладе выглядят следующим образом — тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. 

В это же время произошел интересный исторический казус, поскольку по аналогии с древнегреческим вариантом записи нот, их названия обозначались буквами алфавита. Но по неизвестным причинам их латинский отсчет начался с ноты ля, а не с основополагающего для этого ряда фа. И сейчас мы имеем — A (ля), B (си-бемоль), С (до), D (ре), E (ми), F (фа) и G (соль).

С внедрением пониженной на полтона ноты си на первых клавишных инструментах среди множества белых появилась единственная черная клавиша — именно так и выглядели первые клавишные инструменты. В буквенном письме она обозначалась как B-moll («B-круглое»), а чистое си именовалась B-carr («B-квадратное»). Если вы прочитаете «B-moll» и «B-carr» так, как они произносятся, то получите слова «бемоль» и «бекар» — названия музыкальных знаков альтерации. Кстати, и изображаются они соответственно в виде закругленного и квадратного «b». Опережая ваши любознательные вопросы, скажу, что слово «диез» образовано от греческого «diesis» и переводится просто как «полутон».

Мажорный лад, как потом доказала наука, имеет прямое отношение к обертоновому ряду, то есть чисто интуитивно, не зная физики и не имея существенных открытий в математике, человек, благодаря своему консонансному представлению о созвучиях получил очень удобную модель представления музыки. 


Минорный лад


Возникновение минорного (второстепенного) лада объясняется по-разному, поскольку он не имеет явного отражения в обертоновом ряде. Поэтому сейчас вы можете встретить множество объяснений, привязок к унтертоновому ряду (обертоновый, но отсчитанный вниз, а не вверх), нахождение общего обертона у минорных созвучий и так далее. Еще интереснее выглядят заявления о том, что мажорный лад очень веселый, поэтому нужно было придумать грустный…

На самом деле, науки, базирующейся на обертоновом представлении, как таковой в то время не было и причина возникновения минорного лада должна быть тривиальной. Во-первых, смотрим на его название — «минор», то есть не главный лад, а второстепенный. Во-вторых, если рассматривать мажорный лад, выстроенный от фа: фа – соль – ля - си-бемоль – до – ре – ми, и представить, что мы имеем только эти ноты в виде клавиш, то для всех нот в этом ряде можно найти квартовые созвучия. Для всех… кроме си-бемоль. Таким образом, можно предположить, что появились необходимость в использовании новых черных клавиш — ми-бемоль (кварта к си-бемоль), потом ля-бемоль (кварта к ми-бемоль), потом ре-бемоль (кварта к ля-бемоль). 

Используя эти клавиши, и заменив основные звуки из мажорного лада на пониженные на полутон мы получаем картину фа-минор: фа – соль - ля-бемоль - си-бемоль – до – ре-бемоль – ми-бемоль. То есть, «фа-второстепенный». В тоновом интервальном соотношении он выглядит так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. 


Ступени лада. Названия и обозначения интервалов


В мажорном и минорных ладах используется по семь нот, другими словами — ступеней. Они обозначаются римскими цифрами. Ступеневое соотношение не является оптимальным для использования, и требует более расширенного подхода. Таким образом, мы подошли к понятию музыкального интервала, который может быть мелодическим (если ноты играются последовательно) и гармоническим (если ноты играются одновременно). Интервал описывает высотное соотношение между двух нот и может описываться как ступеневой величиной, так и в полутоновом представлении (тоновой величиной). Названия ступеней обозначены итальянскими числительными. 
 

Ступень

Тоновая величина

Обозначение

I. Прима

Чистая прима — 0 тонов.

ч.1

II. Секунда

Малая секунда — 1/2 тона.

м.2

Большая секунда — 1 тон.

б.2

III. Терция

Малая терция — 1,5 тона

м.3

Большая терция — 2 тона.

б.3

IV. Кварта

Чистая кварта — 2,5 тона.

ч.4

Увеличенная кварта — 3 тона (тритон).

ув.4

V. Квинта

Чистая квинта — 3,5 тона.

ч.5

Уменьшенная квинта — 3 тона (тритон).

ум.5

VI. Секста

Малая секста — 4 тона.

м.6

Большая секста — 4,5 тона.

б.6

VII. Септима

Малая септима — 5 тонов.

м.7

Большая септима — 5,5 тонов.

б.7

VIII. Октава

Чистая октава — 6 тонов.

ч.6


В большинстве случаев I ступень принимают за VIII. Семиступенчатые лады называются гептатоникой (гепта- в переводе с греческого — «семь»).

Возможно, что в своей практике вы столкнетесь и с другими интервальными соотношениями, идущими выше октавного диапазона — нона, децима, секдецима, ундецима и т.д. Они называются составными и для удобства разбиваются на «октава +…». Например, нона — это октава + секунда. Соответственно, она бывает большой или малой. 


Транспонирование. Тональность. Гамма


Использование 12-полутонового хроматического звукового ряда дало возможность выстраивать мажорные и минорные лады практически от любой ноты. Такой перенос нот по высотной шкале сейчас называется транспонированием.

Тональность — высота лада. Она обозначается аббревиатурой, состоящей из названия первой ступени и типа лада. Например, си-минор, ре-мажор. В буквенном представлении все еще проще — мажорные тональности пишутся заглавными латинскими буквами, минорные — строчными.
Гаммой называется восходящее или нисходящее воспроизведение звуков лада. 


Названия нот. Нота «си»


Как мы знаем, огромное влияние на наше музыкальное представление оказала церковь. Давайте посмотрим на молитву, посвященную святому Иоанну: "UT queant laxis REsonare fibris, MIra gestorum, FAmali tuorum, SOLve pollutti LAbii reatum, Sancte Johannes!". По первым слогам из нее получили названия первые шесть нот в тональности до-мажор, в которой она пелась. В XVI веке ноту UT для удобства произношения сменила DO.  

Нота «си» не получила тогда своего названия и обозначалась следующей буквой алфавита, которая не была задействована до этого — H. Лишь по прошествии времени для нее было придумано название — си. 

В американском стандарте нотации не используется буква «H», и «B» обозначает чистое «си», а не си-бемоль. В данной книге мы будем придерживаться именно его, в силу распространенности — в большинстве программного обеспечения предпочтение отдается американскому стандарту.  


Знаки альтерации


В современном нотном письме и используемой терминологии применяется система знаков альтерации («альтерация» в переводе с латинского — изменение). Белые клавиши соответствуют основным звукам музыкального звукоряда, имеющим собственные названия и определенные обозначения в нотном письме. Промежуточные звуки между основными, нужно как-то обозначать, и поэтому была применена система указания понижения и повышения нот по полутоновой шкале. Итак:
  • Диез — повышение ступени на полтона.
  • Дубль-диез — повышение ступени на два полутона.
  • Бемоль — понижение ступени на полтона.
  • Дубль-бемоль — понижение ступени на два полутона.
  • Бекар — отмена действий бемоля, диеза, дубль-бемоля и дубль-диеза.
Диезы и бемоли являются ключевыми знаками альтерации.   
Верхний звук основного септаккорда часто именуют септимой. 


Простейшая нотация


В европейской музыкальной школе помимо буквенно-цифровых обозначений применена знаковая система нотной записи. Ее нужно сейчас ввести в упрощенном виде для того, чтобы было понятнее дальнейшее повествование. Пока мы захватим только азы.



Нотоносцем называется система из пяти линеек, на которых расположены основные ноты музыкального ряда. Скрипичный ключ, выглядящий в виде достаточно сильно измененной буквы «G», указывает расположение ноты соль первой октавы. В стандартном современном варианте он рисуется вокруг второй линейки — именно там и расположена нота соль. 

На рисунке показан натуральный музыкальный ступенчатый ряд, соответствующий тональности «до-мажор», где вы можете увидеть месторасположение нот на нотоносце со стандартным скрипичным ключом. Еще раз вспомним, что мы используем американский буквенный вариант обозначения нот, поэтому «си» обозначается латинской B.

Отдельно хочется отметить специфику нотации для гитары — все звуки записываются на октаву выше. Это сделано специально для того, чтобы на одном нотоносце можно было уместить весь диапазон звуков, воспроизводимых данным инструментом. На иллюстрации вы можете наглядно увидеть расположение нот, соответствующих открытым струнам на гитаре при стандартном строе: ми-си-соль-ре-ля-ми. Сверху над нотоносцем стоят порядковые номера струн. На примере 1-й струны показано, где находится фактически звук, соответствующий ми первой октавы, и его практическое отображение в гитарной нотации. Для расширения отобразительных возможностей нотоносца сверху и снизу вокруг него допускается рисование дополнительных верхних и нижних добавочных линеек (обычно не более пяти). Так, нота ми, соответствующая открытой шестой струне, располагается под третьей нижней добавочной линейкой. 


Ключевые ступени лада


В каждом ладе имеются главные и побочные ступени. Главными являются I, IV и V-я, получившие названия соответственно — тоника (T), субдоминанта (S), доминанта (D). Например, для тональностей до-мажор и до-минор: до — тоника, фа — субдоминанта, соль — доминанта. Остальные ступени — побочные, причем каждая из них имеет свое название: II — нисходящий вводный звук, III — медианта, VI — субмедианта, VII — восходящий вводный звук. Как вы понимаете, мажорный лад отличается от минорного высотными различиями в побочных ступенях.
Помимо этого в каждом ладе имеются устойчивые и неустойчивые ступени. Устойчивыми являются I, III и V-я, а их сочетание называется тоническим трезвучием. Остальные ступени — неустойчивые. Они окружают звуки тонического трезвучия и лучше их выстроить в таком порядке — VII, II, IV, VI. 

I-я ступень является самой устойчивой, а ступени, которые ее окружают — VII и II — называются вводными звуками. 

Также стоит ввести понятие тяготения — ожидание перехода одного звука лада к другому. Если взять в качестве примера тональность до-мажор, то нота фа стремится к ми в большей степени, чем к соль. Полутоновое тяготение более острое, чем тоновое. Также в ряде случаев, особенно при окончании музыкальных произведений, неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые, это называется разрешением неустойчивых звуков. В противном случае возникает ощущение незавершенности. 

Таким образом, мы пришли к другому определению лада: лад — это система тяготения устойчивых и неустойчивых звуков.  


Гармонические и мелодические мажоры и миноры


Мажорные и минорные лады помимо их натурального вида, суть и причины возникновения которых мы только что рассмотрели, могут быть еще гармоническими и мелодическими. 

Гармонический мажор имеет пониженную VI ступень по сравнению с натуральным и его интервальный ряд выглядит следующим образом: тон, тон, полутон, тон, полутон, полтора тона, полутон. 

В мелодическом мажоре по сравнению с натуральным понижены две ступени — VI и VII. Соответственно в интервальных соотношениях он выглядит как тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон. 

Гармонический минор имеет повышенную VII ступень по сравнению с натуральным и его интервальный ряд выглядит так: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон. 

Мелодический минор отличается от предыдущих модификаций тем, что при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз они понижаются. Интервальный ряд мелодического минора — тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон.


Другие лады


Если сравнивать европейскую школу с классической индийской, то в последней нет широкого разделения по тональностям, поскольку все раги (сложные музыкальные произведения) строятся от ноты до (там она называется «Sa» и имеет 4 четвертьтоновых интервалов). К тому в ней же нет внятной нотной записи, и все произведения импровизационны. Что касается ладов, то используются пентатоника (пять ступеней), гексатоника (шесть ступеней) и гептатоника (семь ступеней). 

Помимо индийских на данный момент распространено множество народных ладов, которые вызывают неподдельный интерес у гитаристов — лидийский, локрийский, миксолидийский, фригийский, ионийский и дорийский.   

На самом деле сейчас нельзя сказать, как они звучали в действительности, поскольку все дошло до нас в варианте объяснения через темперированные мажорные и минорные европейские лады. Вполне возможно, что там существовала другая настройка инструментов, не укладывающаяся в европейский музыкальный стандарт.

Учитывая повышенный интерес к данной теме, приведу наиболее популярные нестандартные лады, но объясненные через европейское хроматическое полутоновое представление. Итак:

Дpевнегpеческие лады:
Доpийский: полутон - тон  - тон  - тон  - полутон - тон  - тон. 
Фpигийский: тон:  - полутон - тон  - тон  - тон  - полутон – тон. 
Лидийский: тон  - тон  - полутон - тон  - тон  - тон  - полутон.
Миксолидийский: полутон - тон  - тон  - полутон - тон  - тон  - тон. 
Гиподоpийский: тон  - полутон - тон  - тон  - полутон - тон  - тон. 
Гипофpигийский: тон  - тон  - полутон - тон  - тон  - полутон – тон. 
Гиполидийский: тон  - тон  - тон  - полутон - тон  - тон  - полутон.

Цеpковные лады:
Ионийский: тон  - тон  - полутон - тон  - тон  - тон  - полутон.
Доpийский: тон  - полутон - тон  - тон  - тон  - полутон – тон.
Фpигийский: полутон - тон  - тон  - тон  - полутон - тон  - тон. 
Лидийский: тон  - тон  - тон  - полутон - тон  - тон  - полутон.
Миксолидийский: тон  - тон  - полутон - тон  - тон  - полутон – тон. 
Эолийский: тон  - полутон - тон  - тон  - полутон - тон  - тон.




Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора.







Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 329

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz