Сегодня: Суббота, 20.04.2024, 12:28 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Работаем с VirtualDub

Спецэффекты в Cinema4D

Blu-ray приводы для ПК

ТВ-тюнеры. Как выбирать?

Adobe Audition 3. Лучшая в 2010-м
Главная » ЗВУК И АКУСТИКА

Теория музыки для начинающих гитаристов. Часть 1

01.11.2010


Первым  струнным инструментом можно считать такое древнее оружие как лук. Оно было распространено по всему миру, и хотя изначально предназначалось для обычных первобытных целей — добывание пищи и участие в войнах, человек не мог не заметить звуковые способности натянутой и вибрирующей тетивы.

Луки были распространены по всему миру, и как факт, мы сейчас имеем множество музыкальных школ, причем у каждой нации есть свои специфические струнные инструменты. 

Акустическая гитара является носителем европейской музыкальной культуры, и ее появление связано с множеством предшествующих научных открытий. 


Общие положения


Первыми музыкальными инструментами считаются человеческий голос и примитивные духовые. Струнные являются более сложными по конструкции и подразумевают некое наличие ноу-хау. Хотя они появились задолго до того, как человек выяснил саму природу формирования звука, практически неосознанно был применен эффект резонанса для увеличения громкости, а звуки были разбиты по высокочастотной шкале. Основными элементами конструкций акустических струнных инструментов прошлого и настоящего являются парные струнодержатели с натянутыми струнами и специальные корпусы-резонаторы. В качестве последних используются любые подручные средства, например, в индийском инструменте ситар корпус сделан из обыкновенной тыквы, а в Европе изготовление инструментов, подбор форм и материалов резонаторов вошло в ранг высокотехнологического искусства. Великие мастера прошлого в действительности были замечательными изобретателями и кудесниками.

Другие эксперименты касались способов звукоизвлечения — щипком, смычком, удар молоточком. Они родили целые подклассы струнных, которые потом развивались сепаратно друг от друга. 

Отдельно хочется отметить, что все основные открытия в музыке были сделаны до того, как их внятно объяснила наука. С современных позиций вам будет полезно знать следующие термины, которые впоследствии будут нами использованы (все они взяты из школьного курса физики): 
  • Колебания — повторяющиеся во времени отклонения значений некоторых параметров от определенно заданного положения равновесия. В переложении на струну — смещение ее точек от среднего положения. Поскольку поведение струны при ее колебании можно описать синусоидальным законом, то мы говорим о гармонических колебаниях.
  • Амплитуда колебания — максимальное смещение точки от положения равновесия. В музыкальной терминологии амплитуду часто связывают с громкостью. 
  • Период колебания — минимальное время, за которое точка повторяет свое положение.
  • Частота колебания — величина обратная периоду, описывает количество колебаний, совершающихся в одну секунду. Измеряется в герцах (Гц). Чем больше частота, тем выше мы воспринимаем звук.
  • Резонанс — явление, связанное с резким увеличением амплитуды, происходящим за счет воздействия на тело внешней периодической силы, при том условии, что ее период приближается к периоду свободных колебаний этого тела. 
  • Упругие волны — колебания, распространяющиеся в упругой среде (газ, жидкость, твердое тело).
  • Звук — упругие волны. В музыкальном смысле — упругие волны, переносимые воздушной средой. 
  • Источник звука — любое колеблющееся тело. 


Европейское видение вопроса. Сравнение с другими


Сегодня европейская музыкальная школа является доминирующей во всем мире. Ее истоки плотно связаны с Древней Грецией и исследованиями великого ученого Пифагора, известного нам из школьного курса геометрии. На самом деле Пифагор практически был первым, кто связал музыку и математику воедино, и как показало время, он оказался тысячу раз прав. Благодаря древнегреческому ученому мы сейчас имеем представление о том, что в одной октаве умещается 12 различных звуков (полутонов). Его исследования легли в основу формирования множества сложных музыкальных инструментов прошлого и современности. 

В первых экспериментах Пифагора была выявлена прямая зависимость высоты звучания струны от ее длины, а в последствии человек расширил эти исследования, поняв, что высота звука зависит не только от длины струны, но и от ее толщины, степени натяжения и материала, из которого она изготовлена.

Данные открытия позволили создавать сложные и широкие по высотному диапазону инструменты. 

Причем европейская школа отличается от других своей развитостью, удобным нотным письмом и глубокой музыкальной теорией.
Таким образом, стоит выделить основные отличительные характеристики европейской музыкальной школы:

  • Использование 12 звуков в одной октаве (полутоны).
  • Мощная теоретическая база.
  • Удобное нотное письмо. Произведения можно фиксировать на бумаге и воспроизводить их с нее.
  • Большая распространенность в силу массового использования.
  • Поддержка со стороны множества инструментов и современных технологий.
  • Близкая связь с физикой и математикой.

Для сравнения европейскую музыкальную школу можно противопоставить классической индийской, распространенной в некоторых странах Востока:

  • Использование 22 звуков в октаве (четвертьтоны).
  • Практическое отсутствие нотного письма. Произведения нельзя зафиксировать на бумаге. Игра почти всегда имеет импровизационный характер.
  • Достаточно слабая распространенность и малая поддержка со стороны музыкальных инструментов и современных технологий.
  • Близкая связь с психологией и философией, с ними же соединена и музыкальная теория. 
Современные музыкальные течения в рамках европейской и американской джазовой школ требуют более тонкого интонирования, и в этом смысле мы приближаемся к четвертьтоновому варианту. И в данном случае нельзя не отметить возможности гитары, позволяющей использовать нестандартные подходы в создании звуков. То есть этот инструмент является в некотором смысле универсальным. 

Для чего нужен был этот подраздел? Для того, чтобы показать, что европейская музыкальная школа — это определенная и не единственная система видения музыки со своими сложившимися законами. 


Из чего состоит акустическая гитара?




Итак, по прошествии множества веков и тысячелетий, в ваших руках оказался один из самых уникальных и универсальных инструментов современности — гитара (подкласс струнных щипковых). Акустические гитары обычно бывают 6-ти-, 7-ми-, 8-ми- и 12-тиструнными. Наиболее распространен шестиструнный вариант, и на нем мы остановимся в рамках этой книги. 
Конструкция инструмента построена по образу и подобию человека — имеется корпус (тело), шея и голова. А структурно мы это разделим на два элемента — корпус и гриф.


Корпус


Корпус-резонатор акустической гитары, который может еще именоваться как кузов, состоит из передней, задней и боковой стенок. Передняя и задняя называются деками, причем вы можете встретиться с тем, что задняя дека именуется дном. Боковая стенка называется обечайкой, хотя в реальной ситуации мы говорим о двух обечайках которые крепятся со стороны грифа на верхнем клетце, а с противоположной стороны на нижнем клетце. На краях обечаек обычно есть обводка (окантовка), выглядящая в виде декоративной полоски темного или светлого цветов. 
На передней деке находится обычно одно большое резонаторное отверстие, именуемое розеткой или голосником. Среди множества конструкций акустических гитар вы можете встретить и другие типы голосника, что часто указывает на принадлежность инструмента. Например, если вместо большого отверстия по центру передней деки на ее сторонах имеются два выреза, напоминающих изогнутую букву «f», то это значит, что данный инструмент рассчитан только для игры медиатором (медиатор — костяная или пластмассовая пластинка).  

Также на передней деке имеется струнодержатель, который позволяет статически закрепить струны. Он состоит из подставки (кобылки) и нижнего порожка. Хотя вы можете встретить и другие названия этих элементов, например, подструнник и косточка, бридж и т.п.. Подставка крепится к передней деке обычно на клее. 

Для механической прочности системы к нижней и верхним декам с внутренней стороны крепятся специальные упругие элементы, сделанные из тонких брусков и называемые пружинами. В большинстве случаев они располагаются поперечно, Х-образно или веерообразно. 

От размера и формы корпуса зависит громкость и звучание инструмента. Немаловажную роль играют материалы, из которых он изготовлен. Тут следует отметить, что у каждого производителя гитар есть свои собственные ноу-хау, часто являющиеся засекреченной информацией. Помните, как великий скрипичный мастер Страдивари долго искал свой собственный состав лака? С дорогими акустическими гитарами ситуация схожа. 

Хотя можно определенно сказать, что наиболее популярные материалы для изготовления корпусов — это ель, кедр, полисандр, клен явор, ясень, тополь, ольха и так далее.


Гриф


Гриф — это сложный по структуре элемент, конструктивно поделенный на шейку грифа, на лицевой стороне которой в специальную доску-полоску, именуемую накладкой, врезаны в определенном структурированном порядке металлические вставки, называемыми порожками ладов или просто ладами, и головку грифа.
 
С одной стороны шейка крепится к корпусу (этот элемент называется пяткой или каблучком), а с другой переходит в головку грифа. То есть, почти все как у человека — туловище (корпус), шея, голова. Крепление грифа к корпусу может быть двух видов — на клее и с помощью винта. Второй вариант позволяет более тонко настроить расстояние от грифа до струн, которое является достаточно важным и критическим моментом. Например, если вы используете металлические струны, то расстояние от порожка 12-го лада до струны должно равняться 2,5 - 3 мм. В варианте нейлоновых струн — 3 – 4 мм. Чем больше это расстояние, тем более громкие звуки можно извлекать, хотя тем большие усилия потребуются для прижатия струн к ладам. Крепление на винте является менее надежным, поскольку в этом случае мы говорим о механической системе, включающей деревянные и металлические элементы, взаимодействующие между собой.



На головке грифа расположены колки, предназначенные для закрепления струн с этой стороны и их настройки. Одним из важных элементов при переходе из шеи в головку является верхний порожек — специальный вставной элемент с прорезями для струн. Для уменьшения сопротивления на него во многих моделях имеется так называемый нулевой лад, но его может и не быть.

Лады начинают свой отсчет от головки грифа и обозначаются римскими цифрами I, II, III, IV, V, VI,VII, VIII, IX, X и так далее. Для тех, кто еще не очень хорошо знаком с римским написанием цифр, укажем следующее: I — это единица, V — это пять, X — это десять. Если единица стоит левее пятерки или десятки, то это означает ее вычитание — мы это наблюдаем в цифрах IV (четыре) и IX (девять), если же одна, две или три единицы стоят справа от пятерки или десятки, то это обозначает их прибавление к пятерке или десятке, например, XIII (тринадцать). В числительных более десяти первой цифрой указывается X. Например, XIX (девятнадцать).  
 
В зависимости от модели гитары на грифе может быть от 19 до 24-х ладов.

Гриф обычно вырезается из таких материалов как кедр, красное дерево, клен явор, волнистый клен, клен, полисандр, вэнго и так далее. Накладка делается из клена, лима, полисандра, черного дерева…

Для исключения деформаций грифа в ряде случаев внутри его вставлен металлический стержень, называемый анкером или анкерным стержнем.
 

Почему так расставлены лады?


У многих музыкантов часто возникает вопрос, а по какому закону расставлены порожки ладов на грифе гитары? На самом деле он является ключевым для вводной части этой книги, поскольку имеет прямое отношение к возникновению европейского полутонового звукоряда и многое объясняет в музыкальной теории.



Глядя на гриф гитары, вы непосредственно видите результаты исследований самого Пифагора, правда, в несколько видоизмененном виде. А дело было так. Сначала древнегреческий ученый сравнил звучание целой струны и ее половины. Результатом явилось то, что эти звуки были очень схожи и созвучны между собой. Создалось такое впечатление, что одну и ту же ноту одновременно произнес взрослый человек и ребенок. Говоря современными понятиями, в варианте половины струны Пифагор получил звук на октаву выше. Вы и сами можете проделать этот эксперимент — взять гитару и, зажав струну на XII-м ладу, сыграть на ней, а потом сравнить получившийся звук со звучанием целой струны. 

Потом Пифагор решил поделить струну на другие соотношения, и, воспроизведя 2/3, получил чистую квинту к основному звуку, а 3/4 — чистую кварту к нему же. Суть интервалов в чистую октаву, чистую квинту и чистую кварту мы рассмотрим подробно чуть позже, а пока для удобства запомните их названия в переложении на составные части длины струны. Чтобы получить чистую квинту, зажмите струну на VII-м ладу (2/3 длины) и воспроизведите полученный звук, а чистую кварту — на V-м ладу (3/4 струны). 

Дальше Пифагор решил найти больше нот, для чего стал выстраивать квинтовый ряд. То есть сначала он взял 2/3 от исходной длины струны, потом из получившегося отрезка опять вычел 1/3, оставив 2/3 и так далее. 13-я нота, получившаяся на 12-м превращении, имела достаточно близкое октавное созвучие с 1-й. В результате система получилась как бы замкнутой.

На самом деле данного октавного созвучия не было, 13-я нота звучала на 1/9 тона выше, чем нужно. Данная погрешность называется «пифагоровой коммой». Ее потом исправили, внедрив темперирование (от лат. — правильное соотношение, соразмерность), суть которого заключается в том, что каждую квинту уменьшили на определенно малое, не различимое для человеческого слуха, количество колебаний. Темперированный строй окончательно оформился в XVIII веке, а основным его популяризатором был Иоганн Себастьян Бах.

Но очень важно понимать, что Пифагор положил начала современного европейского представления о том, что одна октава может включать 12 различных звуков (полутонов), не способных взаимодействовать между собой в октавном созвучии. 

Если бы Пифагор взял на вооружение другой интервал или же нашел больше нот, то всю историю музыки можно было бы переписывать заново, вернее, сейчас бы она уже была другой. 
Учитывая то, что существуют октавные созвучия, Пифагор мог «проецировать» звуки вверх или вниз умножая или деля длину струны на два. Таким образом, можно поместить все найденные ноты в интервал между целой струной и ее половиной, ее половиной и ее четвертью, ее четвертью и ее одной восьмой и так далее. Данное преобразование является переходом от квинтового звукоряда к ступенчатому полутоновому, или просто хроматическому.

Именно его вы и видите на грифе гитары, правда, с учетом темперирования. Все звуки октавно повторяются ровно через 12 ладов. 

Также стоит отметить такую важную характеристику гитары — мензура — которая описывает рабочую длину струны (расстояние между верхним и нижним порожками). Она бывает разной, и как вы понимаете, расстояние ладов на гитарах рассчитываются в каждом случае по-разному. Например, в стандартном варианте с мензурой в 650 мм они будут уже, чем у гитары с мензурой 840 мм (большинство бас-гитар). Среди наиболее популярных значений мензур следует еще отметить 610 мм, а также 540 и 480 мм в подростковых гитарах.

Расстояния между порожками ладов можно и вычислять по специальным формулам. Приведу наиболее простую:

M/k=L1; M - L1=X1;

где M — длина мензypы в мм, 
k — коэффициент интеpвала, равный приближенно 1,0594630943592953 (2 в 1/12-й степени),
L1 — расстояние от нижнего порожка до первого лада. 
X1 — искомое pасстояние от верхнего поpожка до пеpвого лада. 

На следующем этапе данная формула видоизменяется, и вместо М подставляется L1, вычисляется L2 и находится X2 (расстояние от верхнего порожка до второго лада):

L1/k=L2; L1-L2=X2

Дальнейшие результаты вычисляются по такому же принципу.


Несколько слов о струнах


Струны для акустических гитар могут быть двух видов — металлические и нейлоновые (нейлон — высокопрочный синтетический материал), выпускающиеся в виде наборов. Ранее, в старинных инструментах, в качестве материала для струн использовались жилы, но теперь этот вариант неприменим. Если говорить о металлических струнах, то три или две верхние (по звучанию) обычно выполнены из одножильной тянущейся металлической проволоки различной толщины, три или четыре нижние — одножильные проволоки с дополнительными обмотками. Сейчас это все делается промышленным способом с применением высоких технологий. Наборы металлических струн разделяются на несколько типов, обусловленных их толщиной. Более тонкие струны удобны в плане легкости прижатия к порожкам ладов, имеют ярко выраженный высокочастотный окрас в звучании. Толстые струны имеют более бархатный тембр, обусловленный другим взаимоотношением низких и высоких частот. 

Нейлоновые струны являются более тихими по сравнению с металлическими, и их звучание является несколько «приглушенным», то есть не таким ярким. Хотя нейлоновые струны можно рекомендовать начинающим гитаристам по той причине, что они более мягкие и не приносят большого физического вреда не тренированным пальцам при длительной игре. 


Нумерация и строй


Отсчет струн начинается с нижней по месторасположению и верхней по звучанию. Другими словами, самая тонкая является первой, а самая толстая — шестой. В нотном письме номер струны обозначается цифрой в кружочке над или под нотоносцем. Подробнее вопросы нотной записи мы рассмотрим позже.

В шестиструнной гитаре могут применяться различные варианты строев, но мы будем рассматривать классический вариант — ми-си-соль-ре-Ля-Ми (отсчет ведется с 1-й по 6-ю). 
Всего высотный диапазон гитары охватывает более трех с половиной октав — от ноты ми малой октавы до конца третьей октавы. 


Настройка гитары


Настройка гитары может производиться тремя способами. Наиболее старый из них — по внешнему источнику звука (другому настроенному инструменту или камертону). Если в качестве источника звука у вас камертон, то все выверяется по унисонам:

  • 2-я струна, зажатая на V-м ладу должна звучать в унисон с открытой 1-й.
  • 3-я струна, зажатая на IV-м ладу должна звучать в унисон с открытой 2-й.
  • 4-я струна, зажатая на V-м ладу должна звучать в унисон с открытой 3-й.
  • 5-я струна, зажатая на V-м ладу должна звучать в унисон с открытой 4-й.
  • 6-я струна, зажатая на V-м ладу должна звучать в унисон с открытой 3-й.
  • 6-я струна должна быть октавно созвучна с 1-й.

Для проверки используем октавные созвучия:

  • 2-я струна должна быть октавно созвучна с 1-й, зажатой на VII-м ладу.
  • 3-я струна должна быть октавно созвучна со 2-й, зажатой на VII-м ладу.
  • 4-я струна должна быть октавно созвучна с 3-й, зажатой на VII-м ладу.
  • 5-я струна должна быть октавно созвучна с 4-й, зажатой на VII-м ладу.
  • 6-я струна должна быть октавно созвучна с 5-й, зажатой на VII-м ладу.

У начинающих музыкантов часто возникают проблемы с настройкой третьей струны из-за чего страдает весь строй, и в этих случаях можно применять еще несколько вариантов проверки.

  • 3-я струна, зажатая на IX-м ладу, должна звучать в унисон с открытой 1-й.
  • 4-я струна, зажатая на II-м ладу, должна звучать на октаву ниже 1-й и на октаву выше 6-й. 

Другие, более современные варианты настройки, требуют наличия специальных приборов — тюнеров. Они выпускаются как в виде портативных устройств на батарейках, так и существуют в виде компьютерных программ. Для настройки акустической гитары нужен пъезодатчик. или динамический микрофон, или конденсаторный микрофон с предусилителем, выходы которых подключаются в компьютер или на вход портативного тюнера. Программный или аппаратный тюнер определит настройку с точностью до 1/100 тона, и естественно такой вид настройки является быстрым и качественным. 


Звукоизвлечение


В основном при игре на акустической гитаре используется три типа звукоизвлечения.
  1. Медиатором. Медиатор — это костяная или пластмассовая пластинка определенной формы и толщины, которая держится в правой руке.
  2. Пальцами — ногтевой способ. При игре струна с подушечки пальца соскакивает на ноготь. Ноготь должен иметь округлую форму, быть отшлифован и не иметь зазубрин, выступать он должен на 2-3 мм от подушечки.
  3. Пальцами — безногтевой способ. Играется подушечками пальцев. Такой способ звукоизвлечения является самым тихим и дает «приглушенное» звучание.
В современных стилях также часто используется «бой» с определенным ритмическим рисунком ногтями по струнам. Месторасположение правой руки также является важным и влияет на яркость тембровых красок, что широко используется многими профессиональными музыкантами.
Помимо этого сейчас изобретено и изобретается множество других способов звукоизвлечения и техники игры. Наиболее известная на сегодня — «тэппинг» (удобный перевод слова «tapping» применительно к данному случаю — «простукивание»). 

Если вы подногтевой частью пальца правой или левой руки сильно и кратко ударите струной о порожек какого-либо лада, то услышите не только саму ноту ему соответствующую, но и отзвук с высотой звучания открытой струны. Эта техника игры и способ звукоизвлечения называется тэппингом. В ней может использоваться как одна, так и две руки. Эта техника является одной из самых сложных и требует отдельного глубокого изучения. 


Что такое флажолет?


Если вы подногтевой частью пальца левой руки слегка коснетесь струны над порожком XII-го лада, не прижимая ее к нему, и дерните струну правой рукой одновременно отпустив палец левой руки, то получите интересный звук с уникальной тембровой окраской. Суть этого эффекта заключается в том, что источником основного звука является не тот отрезок струны, на котором вы играете, а тот который расположен ближе к головке грифа. 

На гитарных струнах имеется три интервала, где флажолеты получаются достаточно громкими. Так, повторив этот же опыт на V-м и VII-м ладах вы получите схожую картину. Данные флажолеты называются натуральными. При этом на XII-м ладу мы получаем звук на октаву выше по сравнению с открытой струной (октавный флажолет), на V-м — на две октавы выше, поскольку звучит 1/4 струны (октавный флажолет), на VII-м — квинта на октаву выше, поскольку звучит 1/3 (квинтовый флажолет).

Помимо натуральных флажолетов в исполнительской технике используются искусственные. Делаются они по тому же принципу, но несколько другими методами. Так, если вы зажмете пальцем левой руки струну на II-м ладу, то середина новообразованной длины будет находиться точно над порожком XIV-го лада, это легко высчитывается прибавлением 12 ладов. Музыкант подногтевой частью пальца правой (!) руки слегка касается струны, а другим пальцем дергает ее, резко отстраняя всю руку (правую). В результате звучит октавный искусственный флажолет.

Этой технике нужно поучиться, и для практики рекомендую последовательно извлечь искусственные флажолеты от струны, зажатой на I-м, II-м и III-м ладах, соответственно используя, XIII-й, XIV-й и XV-й; VI-й, VII-й и VIII-й; VIII-й, IX-й и X-й лады. 
Натуральные и искусственные флажолеты могут извлекаться на всех струнах.  


Некоторые полезные рекомендации


При прослушивании инструмента во время его приобретения, во время записи или концертного выступления лучше не использовать новые струны, поскольку обычно они должны привыкнуть к «натянутому» состоянию и на первых порах не стабильно держат строй.

Акустическая гитара — это достаточно хрупкий инструмент, состоящий из деревянных элементов. Поэтому при переноске, особенно в зимний период, натяжение струн необходимо ослаблять — как известно металл от холода сжимается. Если не соблюдать этого правила, инструмент может сломаться. Также не стоит хранить гитару долгое время в «рабочем состоянии» — иногда нужно ослаблять натяжение струн.

Акустическая гитара не любит вибраций, могут пострадать система крепления грифа к корпусу, колковый механизм и даже выпасть лады. Поэтому перевозка инструмента в багажнике — не самый лучший вариант.


Дополнительные сведения

Нестандартные строи для гитары

Guitar Open D:      DADF#AD
Guitar Open Dmin:   DADFAD
Guitar Open Dsus4:  DADGAD
Guitar Open E:      EBEG#BE
Guitar Open Emin:   EBEGBE
Guitar Open Esus4:  EAEGBE
Guitar Open F:      CFCFAC
Guitar Open F:      FACFCF
Guitar Open G:      DGDGBD
Guitar Alternative: EGDEAE
Guitar Alternative: CGDGBE
Guitar Nashville:   EADGBE
Guitar Eb:          EbAbDbGbBbEb
Спущенный на ре EBGDAD
Открытый ля-мажор EC#AEAE
Открытый до-мажор ECGCGC
Открытый до-минор EbCGCGC
Открытый ре-мажор DAF#DAD
Открытый ре-минор DAFDAD
Открытый ре с задержанием DAGDAD
Открытый ми-мажор EBG#EBE
Открытый ми-минор EBGEBE


Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора.






Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 329

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz