Сегодня: Четверг, 18.04.2024, 11:58 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Что такое matte painting?

Спецэффекты в Cinema4D

Эргономика компьютерных клавиатур

Новинки в области цифровых камер

Adobe Audition 3. Лучшая в 2010-м
Главная » ЗВУК И АКУСТИКА

NAMM Show Winter 2011. Выпуск 2

27.01.2011


«Странно, когда она успела мне изменить, если по ночам ходила на гончарный кружок, а на выходных пропадала на курсах вышивания?»
Дедушка Симпсон (м/с «Симпсоны») 

Второй, завершающий обзор по выставке NAMM (см. первый) было решено сделать несколько погодя по одной веселой причине, а именно, хотелось посмотреть на все огульно, и сделать объективную оценку. Дело в том, что изначально при первом анализе сложилось довольно интересное впечатление, но как показало время, оно оказалось в итоге верным. Все подозрения подтвердились. 

Начнем по порядку, и для затравки — вполне ожидаемая новость.


TC Electronic закрыла линейку PowerCore


Когда я писал статью «Везет тому, кто везет». Мировой рынок звукового оборудования и инструментов» и заострил внимание на ситуации с TC Electronic, то еще не знал этой новости. Итак, компания отказалась от дальнейшего продолжения производства программно-аппаратных систем PowerCore. Для тех, кто не знает, напомним, что это такое. 

При стандартной работе, все расчеты по обработке плагинами возлагаются на ключевые аппаратные ресурсы компьютера — центральный процессор и т.п. В конце 90-х появилась идея перераспределения вычислительных мощностей за счет использования дополнительных плат, на которых имеются собственные цифровые сигнальные процессоры (DSP), чуть позже в ряде случаев их вынесли во внешние модули. Для подобного рода устройств писались специальные плагины. При этом стоит отметить, что в этой сфере изначально было только два лидера — TC Electronic, представившие новую систему PowerCore, и Universal Audio, у них подобное прячется под аббревиатурой UAD.   

Для TC Electronic этот шаг был вполне ожидаемым, поскольку они всегда стремились любыми путями обойти вопрос выпуска своих алгоритмов в качестве отдельных программ/плагинов. И в данном варианте они сделали плотную привязку к своим платам PowerCore (а после это были внешние Firewire-устройства). Стоили и стоят такие системы недешево, целесообразность их использования… кому как нравится (если смотреть с позиции нынешних реалий). Хотя довольно долгое время решение от TC Electronic было актуальным.  

Например, если говорить конкретно о PowerCore, то покупка недорогих моделей в этой линейке фактически ничего не привносила, а вот серьезные системы уровня PowerCore x8,  PowerCore 6000 уже давали ощутимое преимущество, при этом специально для них выпускались очень дорогие плагины с отличными результатами, наиболее на слуху в профессиональном сообществе из которых были — Access Virus (полноценная эмуляция популярного синтезатора), VSS3 (ревербератор), MD3 (трехполосный динамический процессор), TubeTech (ламповый компрессор), Assimilator (перенос частотной характеристики с одного микса на другой), DSound VL2 (восьмиканальный ламповый «утеплитель» звучания). Некоторые входили в комплект, а часть приобреталась отдельно, и цены были очень высокими. В ситуации Universal Audio мы имеем более демократический подход к ценам и несколько другой спектр плагинов. 

Но, давайте посмотрим на ситуацию в 2010-м году. Мощности ПК по сравнению с концом 90-х неимоверно выросли. Фирма Lexicon (основной конкурент TC Electronic в студийном оборудовании в области эффект-процессинга) выпустила программные плагины, туда же подключилась SPL, также неплохо себя позиционируют Sonnox Oxford (которые, кстати, тоже выпускали плагины для PowerCore), значительно улучшила алгоритмы Waves. То есть, сейчас есть много равнозначных по качеству, конкурирующих и более дешевых решений.

И вот, TC Electronic вполне предусмотрительно заявила о прекращении производства и развития линейки PowerCore. То есть, продажи плагинов и устройств пока еще будут вестись, при этом зарегистрированным пользователям PowerCore с 1 февраля по 1 июля 2011 года предлагается специальная программа перехода (crossgrade) на устройства UAD, что позволит несколько сэкономить по сравнению с обычным приобретением комплектов от Universal Audio. 

Как на эту новость отреагировало сообщество, думаю, догадаться не сложно. При этом стоит учесть, что приобретение PowerCore могли себе позволить большей частью хорошо зарабатывающие профессионалы и студии. Реакция… Среднюю температуру по больнице можно выразить фразой с одного форума: «I'm clearly disappointed and will move to other brands...» («Я разочарован и перейду к другим брендам»). 

Таким образом, можно сделать вполне ожидаемый вывод: TC Electronic сходит с дистанции в области профессионального звука, ориентируясь уже на пользовательский рынок. А закрытие линейки PowerCore оправдано, на самом деле, потому как эти системы теряют актуальность. 
Теперь продолжим рассмотрение выставки NAMM.


iТенденция, однако!


На NAMM Winter 2011, как и на недавней CES 2011, почти все основные новинки вращались вокруг именно планшетов и смартфонов, рынок этих устройств развивается очень бурно — много производителей, высокая конкуренция. Хотя… вся шумиха может вполне оказаться и умышленно раздутой. 

Например, резонен вопрос: стоит ли к этому направлению относиться серьезно с точки зрения профессиональных звуковых технологий? В 2011-м, конечно, нет. Интерфейсы и ПО фактически детские — дэнсмейкеры, примитивные сэмплеры, кое-какие синтезаторы, тривиальные программы записи аудио/MIDI. Насчет использования таких устройств в качестве средств управления — также вопрос спорный. 

Вариант CES понять можно, там подключение звуковых устройств к планшетам и смартфонам  — это нечто между гироскопом и GPS. Но когда больше половины новинок на профессиональной(!) специализированной выставке NAMM посвящено интеграции с маломощными устройствами — это уже почти диагноз. Почему сказано так жестко? Объясню.

Представьте себе ситуацию десятилетней давности, когда вместо того, чтобы показывать революционные продукты в области профессионального звука, все бы дружно занялись ПО для создания рингтонов, усилителей для звука мобильных телефонов, реализации управления звуковыми программами с кнопочной панели любимого Nokia и так далее. Тогда, если таковое и было, то не заслуживало такой широкой огласки.  

На вопрос: почему же такое происходит сейчас, отвечать можно долго и пространно.


Вторая тенденция — переход на аппаратные устройства


Выставка этого года обозначила еще одну линию развития, а именно, переход на аппаратные устройства. Раньше мы могли говорить о таковом лишь в единичных случаях, например, об эффект-процессоре Muse Research Receptor, в корпусе которого находится обычный РС с ОС Linux и обычными VST-плагинами, или же продукции Arturia, где внутри опять же плагины от этой фирмы и так далее. Но сейчас уже начинает доходить до смешного. Мало того, что появились «специальные» звуковые компьютеры, которые являются обычными, но в корпусах для рэковых стоек, со стоимостью на несколько $-тысяч дороже, так еще стали появляться специализированные устройства-модули.


VST-станция от Feeltune — Rhizome


Французские разработчики из Feeltune специализируются как раз-таки на этой теме. Причем в их варианте, высокие цены (от 3200 до 3600 евро за устройство) оправданы высокой степенью проработки. Семейство Rhizome подразумевает линейку из трех устройств — SE, XE, UXE. 
Каждое из них включает три узких ЖК-дисплея с 24-битным цветом и разрешением каждого 1440 x 128 пикселей (при размерах 408 x 36 мм) и один широкий (1440 x 250 пикселей, 408 x 72 мм). Для управления всем и вся предусмотрено 32 потенциометра, 16 сенсорных кнопок, 16 кнопок переключения при работе с параметрами, 8 кнопок переключения для управления ПО в целом.



Что касается внутренней начинки — это обычный ПК с процессором Intel Core 2 Duo 2,93 GHz x 2 (в самом дорогом варианте UXE: Intel Core 2 Quad 2,5 Ghz x 4, далее для него в скобках), оперативной памяти 2 Гб (4 Гб), HDD 250 Гб (500 Гб). Коммутация: 1 x Ethernet 100/1000, 1 x DVI, 1 x HDMI, 6 x USB, 1 x FIREWIRE 400, 1 x PS2. Операционная система — Windows XPE. 

С точки зрения звукового интерфейса, аналоговые: 2 входа/2выхода (балансные, в двух старших моделях XE и UXE — 6 аналоговых выходов), отдельный выход на наушники; цифровые: 1 ADAT, 1 SPDIF/AES, 1 E/S MIDI. Причем данные по преобразователям и их характеристикам отсутствуют даже на самом сайте разработчиков, что весьма странно: «Продаю звуковое устройство за 3500 евро, процессор — такой-то, экраны и кнопки — такие-то, а звук… ну, там… 2 входа/2 выхода»:))).

Теперь поговорим о ПО. От самих разработчиков в Rhizome реализован собственный секвенсор на 64 закладки (patterns), каждая из них подразумевает отдельную рабочую область, в рамках которой используется 64 MIDI-трека с соответствующим подключением до 64 инструментов. Одна такая закладка именуется самими разработчиками «проектом». При этом есть возможность одновременного совмещения двух проектов. Что касается аудио, то оно реализовано на уровне сэмплера, который управляется кнопками запись, воспроизведение, останов. Предусмотрено общее окно микшера.

В остальном, мы говорим об адаптированных плагинах от third-party разработчиков, таких как G-Force и Ohm Force. В целом, в варианте Rhizone имеется весь необходимый арсенал для работы: секвенсор, микшер, сэмплер, драм-машина, синтезаторы, эффект-процессоры. 

Единственный вопрос, который возник у автора этих строк: а зачем все это? Разработчик бесспорно талантлив, потратил средства и, как видно, очень много времени на разработку всего, представил все на выставке NAMM, что само по себе не дешево. Но, ведь, обычному специалисту для реализации того же достаточно иметь ПК/ноутбук с такими же характеристиками, звуковой интерфейс, стандартное мультитрековое ПО с поддержкой VST и плагины. В чем соль продукта Rhizome? ... хочется спросить. К тому же вспоминается, как бесславно канули в Лету порта-студии (портативные цифровые магнитофоны многодорожечной записи). Но труд, конечно, на создание Rhizome положен капитальный. Достаточно сказать, что над ним работало более 50 специалистов. 


Опять о Spectrasonics, вернее, Эрике Персинге


В рамках NAMM 2011 состоялось довольно интересное событие, связанное с Фондом Роберта Муга (The Bob Moog Foundation), который объявил конкурс, правила которого на широкую публику не оглашались, а на выставке все увидели финал, а именно, победивший синтезатор OMG-1. Его автором оказался основатель и креативный директор Spectrasonics Эрик Персинг (Eric Persing). 


Основатель и креативный директор Spectrasonics Эрик Персинг (Eric Persing) на NAMM 2011

Выбранное сочетание вполне предсказуемое для тех, кто знает, чем занимается компания Персинга, и проследил ее последние новинки. За основу OMG-1 был взят синтезатор Moog Little Phatty, в качестве основной программы — Spectrasonics Omnisphere, которая работает на базе компьютера Apple Mac Mini. Для управления всем и вся используется два iPad и два iPod. Кто внимательно читал первый обзорный выпуск по NAMM, наверняка отметил, что в этом плане Эрик не придумал ничего нового, потому как в новой версии Omnisphere для iPad предусмотрена программа Omni TR, которая превращает планшет в устройство управления.



Если перевести суть разработки Персинга на простой язык, сам Moog Little Phatty используется как MIDI-клавиатура, а за все остальное отвечает компьютер с установленным Omnisphere и внешним управлением за счет iPad’ов и iPod’ов. Все это, конечно, помещено в красивый корпус. Но, первое впечатление от фотографии: iPad’омания какая-то! 


Устройство коммутации RapcoHorizon i-BLOX



Компания RapcoHorizon занимается производством большого спектра вспомогательного оборудования, среди основных направлений стоит выделить кабели, разъемы, тестирующие устройства, системы коммутации. В рамках i-BLOX они предложили специальный вариант для подключения обычных музыкальных инструментов к смартфонам. Коммутация с последними происходит через разъемы для гарнитур (те, которые «микрофон+наушники»). Сам же i-BLOX позволяет подключить, например, гитару с помощью обычного 1/4” TRS (джека). Есть отдельный выход на наушники. Стоит отметить, что мы говорим только об устройстве коммутации, запись производится непосредственно самим смартфоном. 


iConnectivity iConnectMIDI



Коммутационный модуль iConnectMIDI в начале этого года был представлен сразу на двух крупных выставках — CES и NAMM. Он предназначен для быстрого и беспроблемного подключения MIDI-устройств к iPad WiFi, iPad 3G, iPhone 3Gs, iPhone 4, iPod touch 3G, iPod touch 4G, для чего используется два mini-USB-порта. Помимо этого в рамках устройства предусмотрено подключение внешних MIDI-контроллеров или клавиатур по двум портам через стандартные разъемы DIN (2 входа/2 выхода) либо же через обычный USB. Объявленная цена на iConnectMIDI составляет $179.99 USD (MSRP $199.99), причем сами модули поступят в продажу в марте/апреле 2011 года.


Way Out Ware SynthX


Компания Way Out Ware стала некогда известной за счет первой качественной эмуляции аналогового синтезатора ARP2600 — TimeWARP2600. К ней положительно отнеслись не только критики и специалисты, но и сам создатель прототипа Алан Перлман, дав высокую оценку реализации. Затем компания вела себя на рынке не очень активно (не сравнить с ближайшим конкурентом по продукции подобного толка — Arturia). Между тем, в последнее время Way Out Ware занялась разработкой звукового ПО для iPhone, создав сэмплер iSample, а также перенеся некоторые свои старые программы на новые i-платформы. В частности, на NAMM 2011 они показали синтезатор SynthX под iPAD, то есть играть на инструменте и управлять всеми его настройками можно прямо на сенсорном экране. 


Plogue. Продолжение линейки Chipsounds


Вообще, удивительно, что среди производителей модульных конструкторов — программ, которые были очень популярны, начиная с конца 90-х, — на плаву остались только два имени, то есть, Plogue (Bidule) и Native Instruments (Reaktor, Absynth). 
Канадская компания в последнее время довольно крепко стала на ноги. Она, как и iZotope, оказалась полезна для множества брендовых разработчиков в виде third-party, и как факт, результаты такого сотрудничества можно увидеть в продуктах Garritan (Personal Orchestra 4, Authorized Steinway & Sons Virtual Concert Grand Piano), Makemusic (Finale 2009, 2010), Microsoft Research (Songsmith), Sibelius (Sibelius 5 & 6), Sony Creative Software (Acid Pro 7), Akai (EWI-USB), Geniesoft (Overture 4.0).





В 2009-м году на выставке NAMM разработчики из Plogue впервые показали свою новую идею — Chipsounds. Суть ее довольно проста и необычна. А именно, речь идет об эмуляции звуковых чипов старых компьютеров и игровых консолей. Можно сказать, ИТ-ретро. На выставке этого года компания наглядно продемонстрировала развитие своей идеи, а именно, помимо чипов, теперь эмулируются звуковые тракты целиком, включая шумы, допотопные дешевые динамики и так далее. Звучит все, конечно, на любителя, но в целом, послушав примеры на сайте разработчика www.plogue.com, и вы согласитесь с той мыслью, что древние аудио-чипы можно сравнить с отдельными инструментами, у каждого из которых имеется характерное и неповторимое звучание. Этим сама идея и интересна, потому как новых тембров сейчас не хватает: аналоговые синтезаторы и старые студийные устройства обработки облазили вдоль и поперек, для реализации живых инструментов используют сложные технологии многослойного сэмплирования, что дает достоверность, ну… и все. Среди последнего действительно нового в области алгоритмов формирования звучания использовался разве что морфинг, да и то в начале 00-х (ярко выражен в некоторых продуктах iZotope и Prosoniq, а также реализован в синтезаторе Hartmann Neuron). Где брать новые тембры? Обратились к архаичным звуковым чипам:).

Что интересно, в продукции, объединенной под общим названием Chipsounds, можно найти интересные варианты специфических тембров. База звуковых чипов постоянно пополняется как со стороны разработчиков, так и сообщества энтузиастов. 


Infinite Response VAX77 и Apple Mainstage 2


На выставке NAMM 2009 компания Infinite Response впервые представила свою профессиональную MIDI-клавиатуру VAX77. Ее высокая цена (тогда было объявлена $2450) оправдана не столько новаторским дизайном (клавиатура складывается пополам), сколько техническим исполнением. Там нет механической реализации клавиш обычного фортепиано с молоточковыми механизмами, которая является неотъемлемой частью дорогих моделей, а вместо нее используется уникальная технология магнитных датчиков. В результате, количество градаций силы нажатия составляет 14000, что говорит об очень высокой точности. Стоит напомнить, что в стандарте MIDI таковых всего 127. 



Для быстрого анализа динамики нажатий используется встроенный цифровой сигнальный процессор (DSP). В целом мы говорим о профессиональном устройстве, которое довольно удобно при транспортировке, поскольку может складываться. Вообще, с большими по размерам клавишными эта проблема актуальна всегда:). Хотя тогда цена на VAX77 отпугнула многих еще в 2009-м.

Между тем, компания Infinite Response не собирается сдаваться:). На NAMM этого года они продемонстрировали связку своей клавиатуры и специального интерфейса Mainstage 2 от Apple. Помимо того, что тот позволяет подключать все через USB, предусмотрено расширенное управление контроллерами. Озвученная цена такого комплекта составляет около $3000.


Roland выпустила новый электронный рояль


Американское подразделение Roland представила на NAMM 2011 нового лидера линейки роялей и фортепиано V-Piano — V-Piano Grand. Механическая часть близка по реализации с обычными инструментами, то есть, это стандартный для данной серии вариант молоточкового механизма PHA III (Progressive Hammer Action III) Ivory с отбоем Escapemen. На педалях реализован регулируемый градиент жесткости. Сам корпус сделан из черного дерева, на чем все подобие со стандартными инструментами заканчивается. Электронная начинка подразумевает специальное программное обеспечение, эмулирующее несколько вариантов инструмента, но при этом оно специально адаптировано под V-Piano Grand. Отдельного внимания также заслуживает специальная многоканальная акустическая система, расставленная определенным образом внутри корпуса, что делает звучание суперреалистичным. 



Вообще, серия V-Piano в последние годы пользуется большой популярностью у многих музыкантов, к тому же мы сейчас подошли к тому времени, когда инструменты с электронной начинкой вполне хорошо конкурируют с обычными. А сейчас Roland стала довольно известным брэндом в описываемой нише, хотя раньше в ней были более значимыми другие имена. 


Steinberg Cubase 6


На выставке Steinberg представила новую версию программы Cubase. Если по счету, то она шестая, а по годам… разработка ведется уже 25 лет. С точки зрения технологий мы можем говорить о переходе на стандарт VST 3.5, среди ключевых новаций которого является заостренное внимание на вопросах «артикуляции» инструментов (Note Expression). 



Также есть несколько довольно значимых, а не косметических, как в новой версии WaveLab, изменений. Основные из них связаны с ритмическим анализом аудио. То есть, автоматически определяется темп на базе загруженного трека, а также реализовано квантование (Quantize), какое до этого мы могли встретить только в MIDI. В данном случае автоматически могут расставляться согласно временной сетке обычные звуковые фрагменты. Также имеется возможность преобразования партии ударных с определенным ритмическим рисунком из аудио-трека в MIDI-файл (Straightforward drum replacement), после чего можно сыграть его своими VST-инструментами. 
Впрочем, это просто «приятные дополнения», то есть, ключевых новаций нет. 
В комплекте поставки дается несколько гитарных процессоров, два варианта HAlion, а также дэнсмейкер LoopMash 2.
С точки зрения GUI поменялось немного, хотя добавилась возможность менять цветовую гамму интерфейса. 


MP3-плагин от Sonnox Oxford


Точнее, он называется Sonnox Fraunhofer Pro-Codec, и разработан компанией Sonnox при непосредственном участии авторов формата МР3 Fraunhofer IIS. Это профессиональная программа для специалистов, которым необходимо сделать качественное преобразование в стандарты mp3, mp3 Surround, AAC-LC и HE-AAC. 



В рамках интерфейса имеется FFT-дисплей, на котором выводится два варианта сигнала: исходный и получаемый, а также индикативно отображается информация по вносимым кодеком шумам (codec-induced noise). Помимо этого предусмотрен специальный режим ABX (blind listening mode), в рамках которого можно сравнивать результаты действия различных кодеков.

Конечно, лучшим вариантом для выбора и настройки кодека было бы приглашение Сюзан Веги (Suzanne Vega):))). Если кто не понял шутки, поясню. Дело в том, что при создании и настройке/улучшении алгоритма кодирования формата MP3 его разработчиками из Fraunhofer IIS в качестве основы использовалась знаменитая песня «Tom’s Diner» этой исполнительницы. Из-за этого Сюзан часто называют в шутку «Мама МР3». И, в принципе, я при создании тех же mp3-файлов иду по тому же пути, то есть беру эту песню (у меня есть фирменный CD), кодирую разными вариантами, потом сравниваю результаты. 


Общие выводы


Такое ощущение, что выставка NAMM было просто развлекательным мероприятием, на всю катушку рекламирующее новые устройства от Apple. В целом, крупные январские события можно смело переименовать в iNAMM и iCES. Резонен вопрос: а звуком заниматься будем или как? 

К тому же, теперь уже более чем явно прослеживается ситуация с падением позиций многих брендов в профессиональном сегменте. Сейчас это очевидно с TC Electronic, о Magix в этой области уже фактически начали забывать. По моим предположениям в ближайшее время стоит ожидать сильного ослабления позиций у IK Multimedia, Cakewalk, Steinberg. И вообще мультитреки/секвенсоры просто перестанут развиваться как таковые. 

На самом деле аналитики рынка уже не боятся открыто писать о том, что PR-заявления уровня «new and revolutionary» не отображают правду, поскольку все эти «new and revolutionary» кочуют из пакета в пакет, а ключевых обновлений ни у кого нет. Тем более революций. Вообще, ситуация напоминает приход Windows Vista, когда основной массе пользователей было сверхдостаточно имеющегося XP. Смысл этого перехода никто не мог тогда внятно объяснить, разве что «Microsoft нужно зарабатывать деньги». Так и тут. 

С этой позиции, ситуация с повальным «увлечением» iPad понятна: ну, хоть чем-то заниматься же нужно. 




Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора





Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 329

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz