ITCS - Профессиональна атака — PreSonus Studio One 1.5 - ЗВУК И АКУСТИКА
Сегодня: Четверг, 08.12.2016, 01:08 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Работаем с VirtualDub

Роботы и экзоскелеты

Blu-ray приводы для ПК

Новинки в области цифровых камер

Плагины Sonnox Oxford
Главная » ЗВУК И АКУСТИКА

Профессиональна атака — PreSonus Studio One 1.5

06.08.2010

В полку динозавров профессионального мультитрекового ПО прибыло. Сегодня мы поговорим о малоизвестном в широких кругах на нашем рынке программном продукте — PreSonus Studio One. И, впрочем, как ему было стать известным, ведь один-два года назад мы могли говорить только об очередной попытке создания очередного мультитрека не самого лучшего уровня а-ля Cubase? Сейчас ситуация начала в корне меняться. Вполне возможно, что сейчас мы рассказываем о топ-продукте ближайших лет будущего, потенциал есть. 


Немного истории


После рассмотрения скриншотов последней версии на сайте PreSonus, появилось желание скачать и попробовать программу в деле. Но еще больше удивила история создания Studio One, причем она плотно переплетается со статьями вашего покорного слуги примерно пятилетней давности. PreSonus как фирма известна на музыкальном рынке благодаря аппаратному обеспечению, среди ее продукции можно найти компьютерные звуковые интерфейсы, мониторы, микшеры, процессоры обработки, многоканальные мобильные портастудии и тому подобное. Причем само имя достаточно известно.

Как и многие другие компании, занимающиеся подобным производством (в первую очередь приходит явное сравнение с Mackie), PreSonus решила разить направление программного обеспечения, для чего было открыто специальное подразделение. И тут самое интересное.


KRISTAL Audio Engine года эдак... 2004-го...

В начале 00-х ваш покорный слуга в рамках «музыкальных софт-рейтингов», как, впрочем, и отдельных материалов, описал бесплатную программу от Kreative.org — KRISTAL Audio Engine. Учитывая, что ее разработка стартовала в 1999-м, а за ней фактически стоял один человек, немец Маттиас Джуван (Matthias Juwan), причем 1981 года рождения (что не могло тогда не вызывать уважения), можно было сказать о появлении на рынке независимых разработок явной альтернативы платному, тогда еще очень дорогому ПО. KRISTAL Audio Engine — это был (у меня до сих пор есть файл инсталляции) мультитрек на 16 дорожек, с внутренней 32-битной обработкой, поддержкой аудио с характеристиками до 192 КГц/32 бита и возможностью подключения VST. Внешне все напоминало весьма урезанный Cubase (точно также как сейчас Reaper напоминает урезанный ACID). Название программа получила в честь любимой песни ее автора, а именно, "The Crystal Ship" группы The Doors. Причем Матиас столкнулся со всеми обстоятельствами и перипетиями рынка звукового софта, но главное, чего он тогда достиг и, собственно, за счет чего KRISTAL Audio Engine отличалась от остальных независимых разработок — был сделан законченный продукт с минимальным количеством багов. То есть не поделка, которая сыпется во время работы, а готовый инструмент для работы со всем необходимым арсеналом, причем бесплатный. 

В те годы это было очень серьезное и весьма популярное заявление, например, когда на сайте www.kreatives.org появилась версия 1.0 (это было 31 января 2004 года), в тот же день сервер просто не справился с количеством желающих скачать программу, число которых быстро перевалило за 1000. 

После Маттиас поработал в Steinberg, где скооперировался с довольно известным в мире разработчиков звукового ПО специалистом Вольфгангом Кундрусом (Wolfgang Kundrus). Это профессионал «старой школы», который писал звуковой софт еще для Atari, ну, а нашим читателям Кундрус будет больше интересен как главный архитектор программ Cubase и Nuendo (во время его работы в Steinberg). Совместная кооперация вылилась в создание небольшого бренда KristalLabs Software Ltd. Нужно сказать, что стартап оправдал надежды, причем уже с 2006-го началось сотрудничество с PreSonus, стартовала разработка Studio One. И в это же время на базе существующего тандема было организовано отдельное подразделение PreSonus Software, в котором, кстати, работает еще несколько бывших сотрудников знаменитой Steinberg.  
Саму разработку Studio One инициировал Маттиас, изначально дав своему детищу кодовое имя K2. И в данном случае мы уже говорим о коммерческом продукте, Pro-версия стоит $449 (есть бесплатное демо). Сегодня этот продукт работает на базе Mac OS X, Windows XP/Vista/7 в 32-х и 64-хбитных версиях. 


Интересный момент


Насчет главного архитектора Кундруса… что интересно, одним из рекламных лозунгов Studio One является: «Elegant single-window work environment» (если простыми словами — «все в одном окне»), хотя те же Cubase и Nuendo — многооконные, что раздражает многих специалистов. Например, ваш покорный слуга не любит эти программы именно по данной причине. Ну, что же, осознал Вольфганг, наверное:). 


А теперь о программе


Конечно, после получения информации о тех, кто стоит за разработкой Studio One, сразу захотелось рассмотреть программу досконально, хотя и без имен по тому же скриншоту было понятно, что мы имеем дело с профессионалами. 


PreSonus Studio One 1.5 (2010 год)

Многие могут назвать спорной такую оценку — по внешнему виду. Но нужно сказать, что опыт виден сразу. Сам интерфейс можно отнести к поколению Mackie Tracktion и Ableton Live, хотя внешне он стоит ближе стоит к первому продукту из названных, а структурно — ко второму. Данное поколение именно и представляет фразу «Elegant single-window work environment».

Также прослеживается явная параллель с Nuendo. Основной девиз Studio One «More muscle. No bloat» («Больше силы. Меньше раздутия.») соответствует представляемой идеологии. 

При первой загрузке программа даже спрашивает о том, хочет ли пользователь импортировать раскладки клавиатуры (горячих клавиш) из Nuendo/Cubase. Вообще, за программой стоит неплохой маркетинг, и ее концептуальное, а во многом интерфейсное подобие известным продуктам можно рассматривать как плюс. То есть, опытным пользователям не нужно много времени для перехода, а далее им уже нужно будет решать самим целесообразно ли такое действие вообще. 

Судя не только по личным впечатлениям, но и откликам многих специалистов, а особое внимание я уделял пользователям Cubase и Nuendo, на Studio One многие посмотрели с большим удивлением. Действительно, пересесть на эту программу оказалось довольно просто, но скорость ее работы по сравнению со "столпами", высокая надежность не могут не заслуживать положительных оценок. 

Итак, программа представляет из себя аудио-мультитрек/MIDI-секвенсор, работающий со всеми современными характеристиками аудио. Но давайте перечислим основные характеристики, ориентируясь на старшую версию продукта:
  • Elegant single-window work environment, переводить уже не будем:).
  • Ненормированное количество аудио/MIDI-треков, виртуальных инструментов, подгрупп и FX-каналов.
  • Интегрированный контент-браузер с функциями сортировки и т.п.
  • Интегрированный видео-плеер (AVI, QuickTime).
  • Интегрированная часть для мастеринга. 
  • Прожиг CD, распространение в Интернете и связь с сервисами «не выходя из рабочего окна».
  • Импорт/экспорт MP3.
  • Плагины стандартов AU, VST2, VST3 и ReWire.
  • Автоматическая компенсация задержки.
  • Продвинутый вариант автоматизации (больше всего похож на Nuendo).
  • Внутренняя обработка на уровне 64 бит. Автоматическое переключение на 32 бита. 
  • Легкая в использовании реализация sidechain-цепей.
  • Собственные виртуальные инструменты/сэмплеры с качественными профессиональными библиотеками.
  • Ресэмплинг и растягивание/сжатие по времени (тайм-стретч) в реальном времени.
  • Поддержка драйверов ASIO, Windows Audio, Core Audio.
  • Перенастройка клавиатуры под Pro Tools, Cubase и Logic.
Отдельно стоит сказать о, как ваш покорный слуга их назвал, «фенечках». То есть для каждого проекта вы можете сделать собственную цветовую гамму, вставить картинку и так далее. 

Кстати, тут стоит сделать небольшую ремарку. В рамках терминологии программы под файлом проекта (Project) понимается коллекция готовых фонограмм, из которых создается, например, CD. А то, что мы подразумеваем, то есть, работу непосредственно с записью, обработкой, аранжировкой и сведением композиции называется «песнями» (Song). Мы не будем из-за одной программы менять сложившуюся терминологию и в дальнейшем описании под «файлами проектов» будем подразумевать то, что и раньше.  
   

Собственные виртуальные инструменты


Если вы скачиваете демо-версию или используете какой-либо урезанный вариант, стоит знать, что сама программа поставляется на двух DVD. Да, сама программа в минимальной поставке занимает на жестком диске около 50-100 Мб, да, и то, главным образом место занимают сэмплы. А в полной поставке вы получаете гигабайты профессиональных библиотек. 
Всего в Studio One четыре виртуальных инструмента:


  • Impact Sample Trigger Drum — мощная ритм-машина с 32-мя наборами ударных от Ueberschall. В новой версии поддерживаются разноуровневые слои (multi-velocity layer capability).


  • Presence Sample Player — продвинутый сэмплер с библиотекой из суммарно 300 инструментов производства Digital Sound Factory, есть множество настроек и возможностей (96 голосов).


  • SampleOne Sampler — стандартный сэмплер, работающий с популярными форматами (96 голосов). 
  • Mojito Analog-Modeling Subtractive Synthesizer — аналоговый субтрактивный синтезатор.
Помимо этого в комплекте поставки можно найти Native Instruments Kore Player со 150-ю инструментами, отдельный комплект для Kore Player с 200-ми инструментами, гитарный процессор Native Instruments Guitar Rig LE, виртуальная ударная установка Toontrack EZDrummer Lite, около 1400 (1,4 Гб) ритмических фраз (drum loops) от Bandmate и, наконец, более 2,000 (4 Гб) музыкальных/ритмических фраз из библиотек Bandmate Loops. 


Собственные эффект-процессоры


Программа подразумевает наличие комплекта из 26 собственных эффект-процессоров, работающих на уровне 64 бит. В принципе, мы имеем стандартный набор из: эквалайзеров, ревербераторов, устройств динамической обработки, эмуляторов аналоговых устройств, работы со стерео/моно, искажения. Отдельно стоит указать на наличие трехполосного компрессора, весьма неплохого в работе, нескольких вариантов темп-дилея в модулях Beat Delay и Groove Delay и также бинауральное панорамирование (Binaural Pan) — весьма модная «фишка» для своременного ПО, работающего со стерео. Скоро она появится везде. 

Также в Studio One весьма прилично решена индикативная часть и вариант подготовки финального микса. Есть коррелометр, специальный Peak/RMS-индикатор, специальный модуль коррекции фазы в рамках Mix Tool плюс многополосный динамический процессор для мастеринга Multiband Dynamics. Вот так всегда бывает:), а именно, сначала сводишь качественную бинауральную картину, а потом корректируешь фазу:). 

Для музыкантов имеется встроенный тюнер, который почему-то многие разработчики постоянно забывают добавить в свои продукты, хотя на студиях это один из приборов первой необходимости. 


В работе…


Как говорилось выше, программа очень быстро осваивается теми, у кого есть опыт работы в других пакетах. Кстати, и новичкам ее изучение не представит особенной сложности. Даже более того, если бы не довольно высокая цена, ее можно было бы порекомендовать начинающим. Хотя именно для них есть урезанная версия Studio One Artist. Интерфейс построен удобно. В принципе, очень похоже одновременно как на Tracktion, так и на Nuendo. Степень загрузки системы при работе с более-менее насыщенными проектами стандартна, при этом отдельно стоит отметить хорошую стабильность. Даже в экстремальном режиме при переполнении оперативной памяти Studio One ведет себя нормально.

Что касается удобства… по существу ничего особенно нового.

С точки зрения звукового качества… на многих форумах вы можете прочесть о том, что программа «хорошо сводит». Это, конечно, субъективные впечатления, хотя никаких артефактов не замечено.

Отдельно стоит сказать об автоматизации управления, особенно при использовании внешних контроллеров. Есть два режима ее настройки — Global (внешний контроллер управляет функциями рабочего интерфейса программы) и Focus (управление для каждого плагина). Это очень удобно, особенно при работе с мощными виртуальными инструментами. 
А, в целом, хороший добротный продукт профессионального качества. 


Разбор полетов. Что мы имеем?


В действительности следует рассмотреть само поколение аудио/MIDI-мультитреков, представителем которого является Studio One. Давайте проанализируем рынок, его состояние.


***


Mackie Tracktion. Изначально создавался независимым разработчиком-одиночкой, скрывавшимся под собственным брендом Raw Material. Широко данная программа не рекламировалась, весь мир узнал о ней только после сделки с Mackie, в результате которой Tracktion перешла под ее стан. На тот момент это был самый сильный мультитрек нового поколения, представляющий собой максимально открытую архитектуру. В силу этого он не был особенно понятен новичкам, но пришелся по вкусу многим профессионалам. В рамках программы имеется уникальное ноу-хау, заимствованное из программ виртуальных студий — специальный блок, в рамках которого можно коммутировать программные модули. К тому же это была одна из первых программ, в которой были реализованы внутренние вычисления на уровне 64 бит. 

Что интересно, Tracktion активно не рекламируется и не рекламировалась, а просто пришла на рынок как данность. Высоко оценивается как специалистами, так и аналитиками рынка. К плюсам можно отнести низкую цену (чуть выше $100), открытую коммутационную архитектуру, хорошо и емко сделанный пользовательский интерфейс. К минусам, возможно, следует отнести слабую обновляемость — последняя версия вышла несколько лет назад. Хотя, в принципе, что там особенно обновлять? Добавлять виртуальные инструменты и банки сэмплов для них? Технически продукт выполнен превосходно и с опережением времени.

Отличительной особенностью концепции Tracktion является то, что в ней отсутствует окно микшера как такового, то есть микшера в стандартном программном понимании там нет. И, собственно, он не очень нужен.     


***


Ableton Live. Сама компания разработчиков из Берлина изначально состояла из музыкантов-энтузиастов, как когда-то говорилось. Хотя эти «музыканты-энтузиасты» специально для Steinberg разрабатывали мультитрековую программу ди-джеев и электронных музыкантов, а также музыкантов начального уровня под названием Remix (после эта идея реализовалась в программной линейке Steinberg Sequel). Очевидно, что у Steinberg тогда была очевидная задача — занять свою нишу на рынке ди-джей/ремикс программ, потому как одной из мегапопулярных на то время была Sonic Foundry ACID. 

Потом, вдруг, фактически ни с того, ни с сего в номинациях TEC Awards появляется новичок-«серая лошадка» Ableton Live. Интерфейс очень похож на… анонсированный Steinberg Remix. Насчет ситуации Live vs Remix мы в то время писали, а именно, ваш покорный слуга взял интервью у Ableton (а фрагменты переписки были опубликованы в КГ). Напомню, о чем тогда говорилось:

«Remix — это программа, основанная на Live, разработана нами, и передана на эксклюзивную дистрибьюцию компании Steinberg только на территорию стран Европы. Remix не рассчитана на пользователей Live. Профессиональные элементы, такие как ReWire и MIDI Sync, не включены, также имеется ограничение по количеству используемых эффектов, VST-плагинов, I/O и так далее. Список того, чего нет в Remix по сравнению с Ableton Live…
Remix — это игрушка для пользовательского рынка, Live намного глубже и разработан для профессионалов…»

При этом на то время продукт Live был довольно новаторским с хорошим ярким дизайном в пику невзрачности большинства профессионального ПО. А дальше пошло-поехало. Причем первая версия Ableton Live на самом деле не намного отличалась по возможностям от Steinberg Remix. Причем продукт содержал ряд ноу-хау, фактически абсолютно новых для рынка. Например, запись и чтение автоматизации при вращении ручек или изменении положения слайдеров в рамках рабочего интерфейса. Да-да, в Live это реализовано было в числе первых. Нужно сказать, что за программой стоит очень мощный маркетинг, продукт очень быстро «пересек» океан и стал рекламироваться и там. Причем во многом и как элемент фетиша, то есть, представляя модную электронную «культуру». 

Что интересно, у Live и Tracktion одинаковая стилистика графического дизайна интерфейсов. 
Плюсов у программы очень много, хотя как минус можно отметить ее узкая направленность, вернее позиционирование на конкретный сегмент пользователей, в результате чего многие студийные профессионалы не считают ее серьезной.   


***


И, наконец, Studio One, выросшая из KRISTAL Audio Engine. Нужно сказать, что становление программы во многом похоже на ситуацию с Tracktion: был независимый разработчик, способности которого оказались интересными для фирмы, занимающейся производством аппаратного обеспечения. Хотя со стороны PreSonus главной «рекламной фишкой» сейчас является то, что над продуктом работали бывшие сотрудники Steinberg. 





Плюсы — хороший стабильный продукт профессионального качества. Минусы — напрочь отсутствуют какие-либо отличительные характеристики. А ведь на концепции Cubase, которую так активно прорабатывает команда из PreSonus Software можно выстроить какую-нибудь свою характерную линию развития. По сравнению с предыдущими версиями прогресс очевиден, и, думается, что золотая эпоха Studio One еще впереди. Кстати, может сработать эффект «мистера Секонда», то есть те же Cubase и Nuendo уже всем приелись, и многие просто ищут что-то свежее и похожее. 

Кристофер

Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора





Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 308

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz