ITCS - Территория звука. Q1-Q2 2012 - ЗВУК И АКУСТИКА
Сегодня: Четверг, 08.12.2016, 01:07 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Популярно об ИИ.
Третий сезон

Визуальная среда Flowstone

Эргономика компьютерных клавиатур

ТВ-тюнеры. Как выбирать?

Adobe Audition 3. Лучшая в 2010-м
Главная » ЗВУК И АКУСТИКА

Территория звука. Q1-Q2 2012

20.04.2012

Англоязычная версия этой статьи без подраздела перед завершением вышла в нескольких журналах в конце марта, полная русскоязычная версия, я надеюсь, выйдет в "Компьютерных Вестях", а эта версия будет еще дополнена обзором по NAB Show. К сожалению, многие современные русскоязычные IT-издания, с которыми мы связаны не только по звуковой тематике, пытаются мне мягко намекнуть, что тема профессионального аудио не является популярной. Я со своей стороны отвечу: "Послушайте, что у вас на радио и ТВ". Не хочу даже конфликтовать, у меня есть свой сайт, кому тема интересна — читайте в свое удовольствие.   

Как водится по традиции, основные события этого звукового года начались с зимней выставки NAMM. 


От «iNAMM» к гитарам


В этом обзоре вы не увидите описания интересных новинок аппаратного звукового оборудования, потому как их почти нет. В софте уже произошла смена поколений, а в «железе» она и не сильно требуется. Есть и вторая причина застоя аппаратного обеспечения, которую можно проследить в заголовке этого подраздела. Если проанализировать большинство новинок на NAMM за последние несколько лет, то саму выставку вполне уместно уже переименовывать в iNAMM. Вообще, ситуация с массовой шумихой вокруг продукции Apple иногда требует некоторой подготовки перед пониманием. Зимняя NAMM этого года показала, что предела совершенству нет, и чем-то уже напоминала слет кулибиных на тему: «я и мой iPAD». При просмотре многих новинок можно невольно вспомнить рассказ Барта Симпсона (м/с «Симпсоны»): «Я думал остаться после уроков, хотел скрестить ящерицу и хомяка, чтобы получить злобного монстра. Но то, что я увидел, было пострашнее». Как вы думаете, что еще можно сделать с iPAD? Вуаля, псевдо-гитара от ION Audio, которая и названа соответствующе своему рангу, т.е. All-Star Guitar.


ION Audio All-Star Guitar

В деку вставляется iPAD, для чего предусмотрен 30-пиновый разъем, гриф — это система кнопок, все остальное за программным обеспечением. Игра на кнопках, конечно, не предусматривает попыток архаичных, устаревших по конструкции гитаристов сделать подтяжку струны или глиссандо, но песню на три аккорда сыграть можно. Представляете себе злобного металлиста, страстно клацающего по кнопкам? Нет? А зря. Дело в том, что ION Audio были далеко не единственными на NAMM 2012 с таким предложением. Нечто схожее показали ребята из Misa Digital Instruments, назвав свое творение более лаконично — Kitara Era MIDI Controller. Вместо изображения самого инструмента (там все уже привычно — кнопки на грифе и мультисенсорный экран вместо iPAD) лучше подойдет рекламная фотография с сайта этой компании… 



Сам инструмент уже многие могли увидеть в клипе Freesol feat. Justin Timberlake & Timbaland на песню «Fascinated», а на фото просто снят джем всей этой веселой компании на студии плюс Misa Kitara. 

«Кнопочную» гитару с iPAD также предложили и немцы из Behringer. Их вариант называется iAxe. Что самое интересное, практически все производители подобных устройств говорят, что их решения позволяют обучаться игре на гитаре… То есть делают этот процесс более увлекательным. Думается, что через года два детям уже предложат учиться играть на скрипке с помощью Microsoft Kinect. Смешного в этом не так много, поскольку, скорее всего, так и будет. 


Behringer iAxe
 
Вообще, еще в позапрошлом году велись дискуссии по поводу того, какую революцию в звуковом программном обеспечении могут сделать мультисенсорные (мульти-тач) экраны. Конечно, Apple довольно успешно реализовала GarageBand на базе iPAD, но вот к десктопам и серьезным DAW (рабочим станциям) сама концепция мультисенсорного управления пока не очень вяжется. Конечно, на тех же NAMM, Muzikmesse, в интернете широко представлены предложения по использованию iPAD в качестве вспомогательного устройства управления, например, заменяющего настольный микшер, небольшую MIDI-клавиатуру или драм-пад; функционально это по сути повторение того, что можно сделать на экране указателем мыши, но на мульти-тач удобнее. Поэтому на NAMM и Muzikmesse в 2012-м подобных решений было очень много, в том числе от Mackie, Behringer, Alesis и так далее. То есть, Apple iPAD может великолепно использоваться в качестве внешнего контроллера, в этом уже всех уговорили. Будем покупать. 

А раз уж начали говорить о гитарах, продолжим тему в весьма интересном русле. На зимней NAMM и весенней Muzikmesse этого года фирма Roland совместно с Fender представила новинку VG Stratocaster G-5. 


Roland VG Stratocaster G-5

В данном случае применим термин «электронная гитара». Что под ним подразумевают сами производители? Инструмент, полностью повторяющий классический Stratocaster, может автоматически эмулировать звучание других моделей (целый ряд) и разновидностей (12-струнная и т.п.) гитар. То есть, встроен «электронный мозг». На самом деле, с одной стороны идея абсолютно не нова. Первопроходцами в этой нише были Line6 с их гитарой Variax, которая также довольно успешно продавалась и в России. Компания Roland шла параллельно, создав уникальную технологию ресинтеза на собственном движке COSM (Composite Object Sound Modeling), причем развивала его очень давно, начиная с гитарных синтезаторов в конце 70-х. Сам алгоритмический блок предоставлялся до некоторых пор только как внешнее устройство обработки. А в последнее время мы уже можем говорить об инструментах, в которые все интегрировано. С точки зрения функциональности алгоритмов в VG Stratocaster G-5 предусмотрена не только возможность автоматической смены инструмента, но и строя. 

Продолжая тему гитар, отметим еще одну интересную новинку, которая не только анонсировалась на NAMM, но и попала в номинанты в позицию «Лучший инновационный продукт» на Mipa Awards (Musikmesse) 2012 —  Peavey AT200. 


Peavey AT200

Гитара действительно новаторская, она является результатом совместного сотрудничества Peavey и Antares. Последняя предоставила свой, известный всем компьютерщикам в виде плагина алгоритм Autotune. Что получилось в итоге? Самонастраивающаяся гитара. То есть, строй инструмента может быть далеким от идеального, и даже совсем далеким, но потом нажимаете одну кнопку на корпусе, и все автоматически становится идеальным. 

Никаких двигателей и так далее — просто программный алгоритм. Конечно, многим в такое верится с трудом, и в данном случае все лучше увидеть своими глазами (видео на http://www.bestofnamm.com/products/view/at-200). 
 


Свежий софт


Начнем с анонсов. В этом году можно ожидать сразу две громкие премьеры. Первая — новый профессиональный немецкий мультитрек Bitwig Studio от Bitwig


Мультитрековая область анонсируемой Bitwig Studio

Впервые о нем заговорили именно на NAMM 2012, хотя тогда обсуждались только анонсы. На момент написания этой статьи программа уже находится на стадии бета-тестирования. За разработкой стоит молодая команда из Берлина. По концепции интерфейса программу сравнивают с Ableton Live!, а иногда даже называют и следующим ее поколением. Вполне возможно, что такие предположения возникли из-за внешней схожести двух программ. Вместе с тем, нас ожидает довольно много вкусностей, таких как возможность многослойной автоматизации параметров (отдельно для нот, для клипов и для треков). Если вдуматься, то это довольно удобная вещь. Также обещается хороший набор собственных качественных инструментов и эффект-процессоров. С точки зрения живых выступлений предлагается сразу несколько решений: отдельная навигация по клипам в рамках сцен, отдельная навигация по клипам в рамках микшера. 

После выхода анонсируемой версии 1.0 разработчики планируют развивать свой продукт в двух направлениях: сетевые взаимодействия между пользователями (1) и реализация собственной модульной системы для создания инструментов, эффектов и так далее (2). Последний пункт не может не радовать, поскольку программ с современным видением появляется не так уж и много, а реализация модульной системы на уровне Mackie Tracktion зачастую просто необходима. И, кстати, если проанализировать рынок, Mackie Tracktion до сих пор остается чуть ли не лидирующей рабочей станцией, особенно в таких узкоспециализированных, но очень важных вопросах как грамотное сведение в mono-compatible stereo (моно-совместимое стерео) и так далее. В целом, будем ждать.

Вторая интересная премьера, точнее, анонс, сейчас находится на стадии… crowd founding. То есть, автор проекта собирает средства для более скорого выпуска своего продукта, и нужно сказать, что определенную внушительную сумму он уже собрал. Речь идет о программе AudioGL. 


Новая 3D-концепция представления современного секвенсора сочетает в себе модульный принцип взаимодействия структурных элементов между собой (коммутация производится указателем мыши), но если саму схему повернуть на 90 градусов (или что-то подобное), то мы получаем доступ к трекам, вводим ноты и т.п. Схожие идеи пытались реализовать в начале 00-х, но в то время мощности большинства ПК с трудом справлялись с обработкой звуковых данных, не то, что говорить о роскошных GUI. Теперь ситуация снова активизировалась с подачи канадца Jonathan Heppner (автора AudioGL).

Нужно сказать, что на представленном видео, звук довольно приличный, но по самим синтезаторам, их качеству и так далее конкретной информации нет. Успех продукта, как всегда, зависит от банка пресетов и/или демонстрационных материалов. И, Хеппнер, хорошо понимая ситуацию, учитывает и этот момент, например, для того, чтобы попасть к нему в бета-тестеры, люди должны выслать свои работы. 

Кстати, если говорить о важности такой вещи как пресеты, то достаточно привести в качестве образца для обсуждения такой бесплатный программный синтезатор как TranceDrive.


TranceDrive

Этот проект мы взяли только для примера, к тому же он, судя по всему, уже заброшен. Синтезатор вполне неплох, и на рынке можно встретить много платных с таким же набором элементов. Но в силу того, что не было хорошей поддержки, в том числе и по пресетам (их созданию), мы получили прекрасный бесплатный инструмент для творчества. Автор его собрал в конструкторе SynthEdit специально для конкурса на KVR. На самом деле, пусть вас не пугает понятие «собрано в конструкторе», потому как большинство программных синтезаторов сейчас создается именно в них. При этом, можно также отметить, что некоторые коммерческие варианты от ряда брендов даже слабее по возможностям, чем TranceDrive, но покупатели платят опять же за бренды и маркетинг.

Кстати, за конкурсами, проводимыми в рамках KVR всегда нужно внимательно следить. Дело в том, что там собираются опытные ребята, которые хотят удивить своей продукцией, причем прекрасно владеющие ситуацией на рынке. То есть, там можно найти свежее программное обеспечение по уровню не хуже коммерческого. На форумах KVR формировались идеи для таких базовых продуктов современности как Tone 2 Gladiator и Mackie Tracktion. Параллельно с этим вы можете подключиться к бета-тестированию какого-нибудь нового перспективного софта, что также будет обоюдно плодотворно. 

Достаточно привести в качестве примера тот факт, что одним из победителей конкурсов на KVR был Урс Хекманн (u-he), который позже написал синтезатор Zebra — лучший виртуальный инструмент 2011 года по версии Mipa Awards (Musikmesse). А, в целом, на сегодня Zebra и остался среди лучших, деля профессиональные пользовательские предпочтения совместно с великолепным Tone 2 Generator и очень проработанным Camel Audio Alchemy (на Alchemy шотландцы потратили более четырех лет). В принципе, сейчас была названа тройка лучших синтезаторов прошлого года, которые и теперь для электронных музыкантов, что называется «must have»: u-he Zebra, Tone2 Gladiator и Camel Audio Alchemy. 

В 2012-м u-he также попал в номинанты на Mipa Awards, но уже со своим новым продуктом — Diva. Как многие знают, победу в этой номинации («Лучший виртуальный инструмент») в этом году одержал набор плагинов Native Instruments Komplete 8.


u-he Diva

u-he Diva… Нужно сказать, что от человека, написавшего Zebra, что-то примерно такое и ожидалось. В данном случае Урс обратился к классике, а точнее эмуляции аналогового синтеза. И если в Zebra все возможности открыты за счет огромного количества различных модулей, параметров и всевозможных настроек, в Diva мы видим более скромный интерфейс, но за всей простотой скрывается не менее серьезная мощь. Сделано все на очень высоком уровне, Хекманн уделил особое внимание качеству эмуляции аналоговых трактов. За такую точность, конечно, нужно платить определенную цену — программа очень требовательна к ресурсам ПК, о чем все сразу предупреждаются. На данный момент инструмент находится в продаже, причем не дешев (165 евро), поставляется с банком на 1200 пресетов. Звучание очень хорошее. При этом, стоит отметить ее отличительный плюс: наличие новых басовых тембров, а также возможность их создания. Кто работал с электронной музыкой, понимает, о какой проблеме сейчас говорится.

Среди интересных новинок этого года нельзя не обойти стороной и новую ритм-машину от FXpansion с довольно интересным названием — Tremor. В последние годы был бум на виртуальные «живые» ударные установки, а вот с электронными барабанами дела обстояли не так хорошо. Разработчики вовремя сориентировались и к NAMM представили свой новый продукт. 


Новая ритм-машина FXpansion Tremor

На сайте вы можете скачать демо-версию с небольшим количеством ограничений, то есть основные возможности программы проследить можно. Tremor — это стандартный вариант степ-секвенсора с расширением на 8 каналов инструментов, которые загружаются сетами. Разработчики предусмотрели большое количество сетов для разных музыкальных направлений и их вариаций. Помимо этого есть большой банк уже заготовленных ритмических фраз. Звучит все современно. Что касается эффектов, то дается стандартный набор из дилэев, ревербераторов, компрессоров, финальной обработки и т.п., причем сами эффекты могут накладываться как на отдельные инструменты, так и на общий выход ритм-секции. 

Честно сказать, это, скорее, не ритм-машина, а loop-машина, потому как во многих ритмических фразах добавляется звучание инструментов. Дело понятное — так легче продать. Но, хочется чего-то большего. Думается, что данная ниша (универсальные инструменты для создания электронных ударных секций) долго пустовать не будет.


Аудио-стоки как средство…


Довольно часто, а у начинающих музыкантов/аранжировщиков, так и постоянно, стоит вопрос заработка денег своим творчеством. В середине-конце 00-х в музыкальном и звуковом сегменте интернета активизировалось такое явление как audio stocks (по-русски, их именуют просто и без перевода — аудио-стоки). По этому поводу приходит много вопросов, и в данном случае имеет смысл дать кому-то полезную информацию, а кого-то и избавить от лишней эйфории.

Нужно сказать, что явление для рынка абсолютно не новое, причем оно очень хорошо известно в среде видео, фотографии, 3D-моделирования. Музыка также является рабочим творческим продуктом, на который есть постоянный спрос. «Stock» в данном случае лучше перевести как «хранилище» или «запас». Сами ресурсы выступают в роли своеобразных агентов-посредников. Они могут продавать продукты вашего творчества при условии единовременной выплаты со стороны заказчика, другими словами, дальнейших авторских отчислений не будет. Причем требуются большей частью не только песни, но и короткие зарисовки для заставок, музыкальные логотипы и так далее,  иногда loop’ы для музыкантов, и, конечно же, сэмплы, которые активно используются при озвучке игр, видео и кино. 

Такой вариант сотрудничества привлекает большое количество заказчиков, особенно из тех стран или от тех фирм, где соблюдение авторских прав является необходимым атрибутом деятельности. 

Чтобы не быть голословными приведем несколько примеров таких ресурсов:


Каждый такой ресурс живет на процентах от продаж, причем проценты, можно сказать, очень высокие: есть ресурсы, которые могут забрать и 70% от перечисленных денег. В большинстве случаев можно встретить только одно ранжирование, а именно, «эксклюзив» и «не эксклюзив». Под «эксклюзивом» в данном случае понимается, что продукт вашего творчества распространяется только через этот сайт (ни на каких других не может, вы даже не можете выложить его у себя на домашней страничке или в социальной сети). Если вы согласны на такой «эксклюзив», то вам дается больший процент от выплачиваемой заказчиком суммы. Сама сумма обычно зависит от типа трека (композиция, короткая заставка, loop, сэмпл).

Нужно сказать, что список приведенных выше ресурсов отображает только вершину айсберга, и там присутствует высокая конкуренция, в ряде случаев очень среднее качество представленных работ и так далее. На самом деле, по схожему принципу сейчас работают и некоторые агентства. Критерии отбора у них обычно очень высоки. Соискатель должен пройти первоначальный отбор через прослушивание специалистами ресурса (агентства), при этом, если мелодия содрана откуда-то — лучше к таким ресурсам не обращаться, то же касается неправомерного использования сторонних loop’ов и сэмплов. Вам сразу зададут эти вопросы, и это правильно с той точки зрения, что агенты должны себя юридически обезопасить, и такая практика очень часто встречаема. 

Например, вас даже могут спросить о программном обеспечении, на котором вы все делали, есть ли у вас лицензии и так далее. И это правильно. В принципе, если нужно оперативно решать эти вопросы, рынок звукового ПО сейчас развит настолько сильно, что при небольшом бюджете можно себе «сколотить» приличную студию профессионального качества из недорогого или бесплатного ПО. Но, кроме «усидчивой попы» и багажа знаний, для этого нужно держать «нос по ветру» и отслеживать все, что происходит.
  
Например. Какой бесплатный мультитрек имеет MIDI-треки и поддерживает VSTi-плагины? Большинство из заинтересованных читателей, скорее всего, начнет серфинг по запросу «Audacity». Нет, на самом деле, это версия Zynewave Podium FREE. То же самое касается и всего другого, на рынке freeware-софта есть множество заменителей коммерческого. С большинством, конечно, нужно подольше поработать, но если знать принципы, то… приходим к основному выводу этой статьи… в первом полугодии 2012 года в звуковой индустрии бесплатное ПО может полноценно заменить коммерческое. Последнее удобно большей частью в силу лучшего комфорта, а иногда, конечно, есть алгоритмы, за которые нужно раскошелиться. И, в целом, ко всему нужно относиться как к честному бизнесу.


Вместо завершения


Самое трудное, это писать вступления и завершения:). И если во вступлении был применен принцип Юлия Цезаря: «Галлия разделена на три части», т.е. кратко и просто, тот тут придется все-таки приложить филологические усилия:). А лучше, вместо завершения рассказать о всевозможных опросах в профессиональных сообществах звукорежиссеров в социальной сети LinkedIn по поводу: «какой мультитрек лучший», и «кто что использует». Конечно, в качестве мультитреков большинство профессионалов сейчас предпочитает Pro Tools, на втором месте Logic, на третьем Cubase. Дальнейшие места просто непонятно распределились, хотя эти голосования имели субъективный характер, а именно, кто на тот момент был в сети переписки. Когда был поднят вопрос о Mackie Tracktion с его ориентированностью на mono-compatible stereo сведение, большинство знатоков просто удивилось. Они для таких простых операций докупали плагины от brainworx.

На сим все. Музыка — это бизнес, со своей спецификой, но… бизнес.





Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора.







Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 308

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz