ITCS - «Avid Sibelius 7» или «Avid и Sibelius 7» - ЗВУК И АКУСТИКА
Сегодня: Понедельник, 05.12.2016, 23:35 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Популярно об ИИ.
Третий сезон

Спецэффекты в Cinema4D

Устройства с беспроводным питанием

ТВ-тюнеры. Как выбирать?

Adobe Audition 3. Лучшая в 2010-м
Главная » ЗВУК И АКУСТИКА

«Avid Sibelius 7» или «Avid и Sibelius 7»

10.09.2011

Через два года программе профессиональной нотации Sibelius исполнится 20 лет, и при этом мы говорим не о продукте, пропахшем нафталином, а о вполне развитой и отвечающей всем современным требованиям разработке для музыкантов. Что интересно, приложение получило название в честь Яна Сибелиуса, и ее первая версия, выпущенная в 1993 году, называлась Sibelius 7, где цифра намекала на седьмую симфонию этого композитора. В 2011-м также выпущена Sibelius 7, но это уже порядковый номер версий.

В последнее время в компьютерном сегменте мы все чаще сталкиваемся с крупными скоплениями технологий и направлений в рамках единичных корпораций, причем речь идет не о разработках с нуля, а о приобретениях «на стороне». Примеров таких «скоплений» предостаточно: Apple, Adobe, Autodesk, Avid… список велик. ИТ-бизнес, конечно, подразумевает некое присутствие венчурности, но сейчас все больше напоминает скупку одних брендов другими. Плохо это или хорошо? У медали две стороны, можно привести примеры как положительного эффекта после «интеграции в корпорацию», так и отрицательного, а иногда и вовсе ничего существенного не происходит. Если честно, то не хотелось делать вместо этой статьи небольшую отписку в стиле «вышла новая версия Sibelius», потому как ситуация на рынке сейчас довольно интересная. Еще более увлекательно в этом контексте наблюдать за корпорацией Avid Technologies.   


Из истории…


Программы редактирования нотных партитур появились вовсе не в сегменте звукового ПО, изначально у них была другая прибыльная сфера применения — создание печатной продукции для музыкантов. Первая компьютерная программа-нотатор появилась еще в конце 70-х прошлого столетия и называется она Score, причем используется некоторыми нотными издательствами и поныне. В 1984 году 15-летний программист Уилл Харвей написал на ассемблере редактор Music Construction Set (MCS), который предназначался для платформы Apple II и был издан компанией Electronic Arts. Именно эта программа считается прототипом большинства современных компьютерных систем музыкальной нотации. Нужно сказать, что данная ниша была и является прибыльной, поэтому продолжения ситуации долго ждать не пришлось. В 1988 году американский программист Фил Фарранд выпускает программу Finale 1.0, а чуть ранее братья-близнецы Бен и Джонатан Финны из Лондона задумали создать Sibelius, правда, выпустили они ее гораздо позже, в 1993-м, специально для компьютеров платформы Acorn Risc PC. Начинание британцев в ряде источников описывается как очень успешное, хотя на самом деле компьютеры Acorn — это, скорее, редкость. В 1996-м братья решили двигаться на американский рынок, для чего им понадобилось предпринять серьезные усилия. 

В середине-конце 90-х в сфере производства музыки стала происходить мощнейшая революция — оно стремительно переносилось на компьютеры, при этом самыми популярными и распространенными платформами к тому времени являлись РС и Mac. К концу того десятилетия, а именно, 1998-2000 гг. среди программ-нотаторов было уже три серьезных игрока — Finale (фирма Make Music), Sibelius (Sibelius) и Overture (Cakewalk). И уже тогда стало понятно, что развитие этого софта пойдет по двум на тот момент слабо совместимым направлениям — подготовка печатной продукции и создание музыкальных произведений на ПК с использованием обычной музыкальной нотации. 



В чем же проявлялась эта «слабая совместимость»? На самом деле в компьютерных системах основным форматом обмена информацией, а также управления виртуальными инструментами являлся и является MIDI, и большинство программных нотных редакторов сразу же обеспечили реализацию импорта/экспорта для него. Но при этом далеко не всегда перенос с нотного листа в MIDI-файл может производиться точно. Отсюда возникло ряд проблем. При этом и сами MIDI-файлы не рассчитаны на хранение множества специфической информации, поэтому у каждой программы имелся свой собственный внутренний формат. Вопросы совместимости, интеграции или создания некоего общего универсального формата возникали довольно часто, так был когда-то предложен NIFF, а теперь ему на замену приходит MusicXML.


Развитие по двум фронтам


Если говорить о печатной продукции, то два основных конкурента Finale и Sibelius довольно сильно нарастили функциональность и сферы применения, расширив спектр средств, таких как написание специфических нотаций для отдельных инструментов в разных ключах, табулатурах и аккордовых диаграммах с указанием аппликатуры или без нее, возможность сканирования и распознавания нот (с печатного листа или аудиозаписи), создание уникальных специализированных шрифтов. Помимо этого реализован экспорт графических данных в популярные растровые форматы (TIFF, EPS), а сейчас уже рекламируется и экспорт во Flash. Что касается Overture, то в 2001 году этот продукт отошел от Cakewalk к компании Geniesoft (http://www.geniesoft.com), при этом развивается он не так стремительно как лидеры рынка, хотя и имеет всю необходимую базовую функциональность.

Говоря о музыкальной/звуковой части этих редакторов, можно отметить, что здесь был пройден весьма неоднозначный путь от воспроизведения партитуры простейшими устройствами General MIDI до кооперирования с сэмплерами и сэмплерными библиотеками, а после и любыми VST-инструментами. В результате мы получаем довольно мощные секвенсоры, в рамках которых можно производить уже готовую продукцию. И тут предоставляется весь необходимый набор, включая микшеры и возможность подключения эффектов.



При этом стоит отметить и удобство табулатурного ввода, что позволяет, например, гитаристам не использовать обычную нотную запись, а работать с изображением гитарного грифа и т.п. 


Причем здесь Avid?


В начале 00-х в рамках продвижения на территории Соединенных Штатов Sibelius действовала совместно с известными компаниями Digidesign и M-Audio. Такая кооперация обычно просто так не заканчивается, и в апреле 2006 года Sibelius становится частью Digidesign. Сейчас о фирме-родительнице напоминает разве что только название программы. Стоит напомнить, что сами Digidesign и M-Audio являются подразделениями Avid Technologies, причем не так давно эта корпорация убрала все «лишние» бренды дочерних предприятий из названий. Именно поэтому мы сейчас читаем в обзорах «Avid Sibelius» или «Avid Pro Tools». 

Да, Avid Technologies повела себя очень жестко, но в этом есть определенный смысл. На самом деле действия этой корпорации очень напоминают ее конкурента в нише видео-софта — Adobe. Та также скупала ведущие разработки (Photoshop, PageMaker (ныне InDesign), Cool Edit (ныне Audition), Flash, Dreamweaver), после перенеся их под собственный бренд и подведя под некую единую концепцию.  

У самой же компании Avid не менее интересная история становления. Изначально эта фирма, основанная в 1987 году, специализировалась на решениях, позволяющих сохранять видео на жесткий диск и производить редактирование. Нужно сказать, что подобных предложений было не так много, причем видео-технологии всегда стоили дорого. Бизнес оказался выгодным, и компания стала расширяться, выкупая сторонние наработки и бренды. В 1995 году (дата уже уточнена) Avid делает свое первое ключевое приобретение — фирму Digidesign — на то время лидера в области профессионального звука. Кстати, многие аналитики считают, что именно с этой сделки началось массовое веяние приобретений профессиональных звуковых программ со стороны производителей систем цифрового видеомонтажа. И в начале-середине 2000-х произошло интересное событие, на котором стоит заострить наше внимание. Причем объяснить его можно с позиции двух совершенно различных версий. 

Версия первая. Итак, фактически все ведущие разработчики звукового ПО стали активно раскупаться (Avid <— Digidesign, Apple <— Emagic, Sony <— продукцию Sonic Foundry, Adobe <— Cool Edit, Mackie <— Tracktion). Конкурент Avid на этой канве (видео-технологии), компания Pinnacle Systems, тоже начала искать себе профессиональную звуковую программу и призадумалась, кого бы ей было выгодно «взять в оборот». Что самое интересное, ходили упорные слухи о том, что Pinnacle Systems думает о более весомом расширении и имеет виды конкретно на AVID Technologies в плане приобретения. 

Но в результате ситуация оказалась чуть более странной, а именно, Pinnacle купила лидера рынка звукового ПО — Steinberg (2003 г.), продала ее Yamaha (2004 г.), а после… Avid купила Pinnacle (2005 г.). Если смотреть на все со стороны, то смысл сделки с покупкой/продажей Steinberg можно объяснить только одной причиной: Pinnacle решила сначала расшириться, а потом при подготовке слияния с Avid Technologies избавилась от ненужного балласта — зачем Avid две профессиональные конкурирующие между собой платформы, несущие не только собственные уникальные технологии, но и различные философии? Конечно, развивать их параллельно — дело трудоемкое, хотя есть примеры такого поведения в лице компании Autodesk, в руках которой сегодня имеются сразу три ведущие программы 3D-моделирования/анимации: 3ds MAX, Maya и Softimage XSI. А если кто-нибудь предложит еще одну такую, то компания и ее купит — они все приносят прибыль. 

Версия вторая. Сейчас уже распространена и официальная версия с довольно необычным объяснением (имеется как в анлоязычной Wikipedia, так и в описании фирмы на Answers.com): Pinnacle Systems купила Steinberg только в целях ее дальнейшей перепродажи Yamaha. То есть, эта цель ставилась изначально. Причем интересен сам факт появления официальной версии с подобным разъяснением. Зачем нужно было дополнительно заострять внимание на этом вопросе? 
Какая из версий действительно является правильной, остается только догадываться, хотя мы можем сопоставить все активы/пассивы обеих компаний на то время. 

У Pinnacle имелся очень мощный потенциал, поскольку фирма занималась производством оборудования и разработкой ПО для видеомонтажа. Ключевыми программами являлись Pinnacle Studio и Pinnacle Liquid. Получив в свои руки такую весомую профессиональную единицу как Steinberg, компания могла без особых проблем выйти в лидеры сегмента, опередив большинство конкурентов. 

У Avid ситуация выглядела несколько иначе, а именно, Pro Tools хоть и являлась одной из передовых систем, в то время все-таки чуть уступала программам, использующим VST. Причем разрыв увеличивался и уже становился заметным. С видео-софтом у Avid также были некоторые сложности. Это все отнесем к пассиву. 

Но если говорить об активах, то у Avid они были гораздо солиднее. В середине-конце 90-х компания активно внедрилась в сегмент компьютерной графики для кино и в области профессионального 3D-моделирования/анимации, в том же 1995-м ею были приобретены Elastic Reality и Parallax Software, продукция которых использовались при производстве фильмов, хотя и недолго. В 1998-м Avid выкупает у Microsoft канадскую фирму Softimage, коя в дальнейшем становится очень популярной благодаря программам 3D-моделирования/анимации, в частности Softimage/XSI. Данное ПО использовалось практически во всех серьезных голливудских блокбастерах уровня «Пятого элемента» и «Титаника». В 2004-м компания опять возвращается к звуку и покупает стремительно и успешно развивающуюся фирму M-Audio (Midiman). Сумма сделки оценивается в $174 млн, что довольно много, при этом стоит отметить, что M-Audio как таковая на то время являлась чуть ли не единственной фирмой, производящей широкий спектр качественного звукового оборудования (звуковые интерфейсы, микрофоны, MIDI-клавиатуры, мониторы) в весьма привлекательном бюджетном диапазоне на рынках США и Европы. Помимо этого у M-Audio имелась на то время очень мощная дистрибьюторская сеть, благодаря которой успешно продвигались не только ее собственные продукты, но и партнерские, чем пользовались фирмы Propellerhead Software, Ableton, ArKaos и Groove Tubes. 

Приобретение M-Audio позволило Avid выйти на новый уровень и сделать хороший толчок в продвижении Pro Tools. Как факт, на сегодня мы имеем высокую распространенность плагинов стандарта RTAS, хотя в начале-середине 2000-х его игнорировало большинство разработчиков. Новая популярность Pro Tools пришла во многом благодаря специальной версии M-Powered, которая включена во все комплекты поставки оборудования M-Audio. При этом тут важно сравнение, а именно, стандарт VST — это множество известных программ, а RTAS — фактически одна (Pro Tools). Но сегодня эти платформы воспринимаются разработчиками фактически на равных. 

В 2005-м Avid покупает Pinnacle Systems за 6.2 млн акций и $71.3 млн наличными. Этим самым корпорация автоматически становится одним из лидеров в области создания профессионального аудио/видео-контента для кино и телевидения. Параллельно захватывается и любительский рынок. 

Затем следуют сделки с Sibelius и Wizoo. Вариант с Sibelius выгоден в силу того, что с тем же кино и телевидением связано множество профессиональных музыкантов и композиторов, часть из которых привыкла работать с музыкальной нотацией. Сразу после сделки в срочном порядке обеспечивается необходимая совместимость Pro Tools и Sibelius. Что касается Wizoo, то данная компания была приобретена в тот момент, когда платформе от Digidesign была необходима свежая кровь в области профессиональных алгоритмов обработки в стандарте RTAS. Их успешно разрабатывала эта немецкая компания. Плюс стоит добавить, что одним из сооснователей Wizoo является известнейший кинокомпозитор Ханц Циммер, за плечами коего не только множество крупных работ, но и собственная студия-питомник, в которой обучаются и получают выгодную работу молодые таланты. Другими словами, оба приобретения Avid являются косвенно взаимосвязанными.   
В разгар кризиса 2008-2009 гг. Avid распродает некоторые активы своей империи, а именно, отдает Softimage другому «монстру рынка» Autodesk за $35 млн., и Hauppauge Digital выкупает все права на оборудование Pinnacle PCTV. В 2010-м корпорация приобретает производителя микшерных консолей и оборудования Euphonix. И с того момента становится очевидным, что 3D-моделированием/анимацией Avid уже не занимается и концентрирует все свои силы на профессиональных и пользовательских решениях только для видео/аудио. 



Сделка с Pinnacle уникальна тем, что на данный момент у корпорации сосредоточена, пожалуй, самая сильная связка из программных продуктов в обеих областях, хотя если бы та же Pinnacle Systems осталась независимой после покупки Steinberg, либо если бы Steinberg попала в руки другого мощного игрока уровня Adobe или Sony, то расстановка позиций сейчас была бы абсолютно другой. Очень хорошим подспорьем оказалась M-Audio с ее продукцией и мощной сетью распространения. 

В целом стоит отметить, что Sibelius попала в хорошие руки, ведь компания Avid специализируется на продукции в данной нише, следовательно, заинтересована в ее развитии и усилении. Это не сравнить с ситуацией попадания Cool Edit в Adobe, в результате которого продукт обновлялся крайне плохо, а сейчас и вовсе переписывается фактически с нуля. 


Основная конкуренция

 
Что касается конкуренции Finale и Sibelius, то она довольно жесткая. Причем Finale изначально заняла большой процент в нише пользователей РС до прихода в нее Sibelius, в результате чего до сих пор является самой популярной в области музыкальной нотации. Не стоит забывать о том, что на рынке компьютерного звукового ПО платформа РС играет роль основного рекламного локомотива — большинство нынешних брендов раскрутились на широкую аудиторию именно с нее. Вместе с тем, можно сказать, что Sibelius страдает синдромом «второго места». В четвертой версии программы они реализовали чтение файлов Finale, а сейчас на сайте Sibelius есть обширный блок информации, в том числе и видео, касающейся легкости перехода от Finale к Sibelius и того, чем их программа лучше. 

Интересно тут и то, что по функциональности оба приложения фактически идентичны, долгие годы они дышали ноздря в ноздрю, и если в одном из них появлялось что-либо новое, оно незамедлительно воплощалось в другом. Иногда даже с идентичным копированием шагов. Например, когда было принято решение интеграции с VST-инструментами (если не ошибаюсь, версии Sibelius 4 и Finale 2006), оба разработчика взяли за основу сэмплер Native Instruments Kontakt с одним и тем же банком сэмплов (Garritan Personal Orchestra), хотя альтернативы были. 
Сейчас ситуация повторяется с точностью до наоборот, а именно, каждый продукт старается выделиться, что достигается в основном за счет изменения эргономики графических интерфейсов и наращивания банков виртуальных инструментов. Также происходит конкурентная борьба на уровне обучения, а именно, разработчики каждой из программ делают специальные типы лицензий для образовательных учреждений и студентов, выпускают недорогие урезанные версии своих программ и так далее. Помимо этого обращается внимание и на новые платформы. Например, недавно специально для iPad была выпущена разновидность программы Sibelius — Avid Scorch.

Если говорить не о функциональности, а об удобстве работы, то выскажу свое личное мнение: с Sibelius, начиная с ее 6-й версии, работать гораздо проще. 


Avid Sibelius 7



Новая версия программы вышла в свет в последних числах июля 2011 года. Пользователей ждет небольшой сюрприз — изменен интерфейс. Теперь он стал трансформируемым под выполняемые задачи («task-oriented»). Также вы можете работать с несколькими документами одновременно, открыв их в разных окнах, что достигается путем реализации закладок, выполненных наподобие работы интернет-браузеров. Все панели являются плавающими, их можно прикреплять к любым областям рабочего интерфейса. Верхнее меню сделано в стиле «резиновой ленты», известной многим по современным продуктам Microsoft Office (выше 2003). Программный микшер подвергся редизайну — ячейки каналов стали более узкими по сравнению с предыдущими версиями, плюс в них содержится больше информации и возможностей управления, а не просто слайдеры как раньше. Сам программный интерфейс новой версии может работать в полноэкранном режиме. С точки зрения ввода улучшена эргономика, добавлены некоторые новые функции, например, «открытия» и «закрытия» лиг (на клавиатуре соответственно «S» и «Shift+S»). К тому же для каждого введенного знака или выделенного фрагмента можно вызывать окно контекстного инспектора. 

С технической стороны отметим, что Sibelius 7 полноценно поддерживает 64-битные компьютеры с соответствующими ОС. С 32-битными все также работает нормально, причем именно для них реализована поддержка ReWire, где Sibelius может выступать как в качестве master, так и slave. Что касается непосредственного хранения данных, то новая версия продукта поддерживает стандарт MusicXML. 
Специально для новой версии разработчики Avid записали собственную симфоническую библиотеку, также в комплекте поставки предоставляются коллекции Pro Tools Complete Creative Collection и Pro Tools Instrument Expansion Pack, содержащие современные инструменты, такие как аналоговые синтезаторы, гитары, бас-гитары, ударные и т.п. Есть отдельные джазовые сборки, где вы найдете саксофоны, трубы, тромбоны. Также имеются наборы аутентичных и народных инструментов. В качестве интересного полезного бонуса даются церковный орган от Milan Digital Audio (авторов известной разработки Hauptwerk) и библиотеки Rumble и Fanfare от Sample Logic.  


Вместо завершения



На самом деле, довольно часто, особенно при оркестровке или аранжировке симфонической музыки сталкиваешься с ситуацией, когда возможностей обычных MIDI-редакторов не хватает. А, если сказать точнее, иногда приходится переводить то, что заложено в нотах в удобоваримый для MIDI-секвенсора вид, например, переход от легато к стаккато, изменения динамических оттенков игры и т.п. В этом плане современные программы профессиональной нотации просто незаменимы. Хотя проблема с совместимостью инструментов, воспринимающих в качестве входных параметров только MIDI-сообщения, есть и решится не скоро. У программ нотации есть и еще одна проблема с отсутствием автоматизации управления параметрами подключенных плагинов. Но реализация такового сильно усложнит и без того непростые пользовательские интерфейсы. Да, и решения найти все-таки можно. 

Как было отмечено выше, Sibelius попала в хорошие руки, новые версии не могут не радовать. Цены у программ профессиональной нотации держатся примерно на одном уровне. Версия Sibelius для студентов стоит $295, продвинутая для учителей — $449.99. Причем в рамках последней мы говорим о двух разновидностях — PhotoScore с поддержкой сканирования и распознавания напечатанных нот и AudioScore с системой распознавания нот из аудио-файлов (определяет партии до 16 инструментов из фонограммы). Полный пакет установки для всех «весит» 65 Гб, требования к компьютеру «стандартные»: чем больше всего, тем лучше. Для сравнения Finale 2011 стоит $600. 

Также на сайте (www.sibelius.com) вы можете скачать демо-версию (360 Мб), которая полнофункциональна в течение 30 дней.




Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора.






Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 308

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz