ITCS - Создаем сайты в системе uCoz. Практика-резюме - WEB
Сегодня: Понедельник, 05.12.2016, 23:35 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Что такое matte painting?

Роботы и экзоскелеты

Эргономика компьютерных клавиатур

Наушники. Как выбирать?

Плагины Sonnox Oxford
Главная » WEB

Создаем сайты в системе uCoz. Практика-резюме

24.11.2010


Где и как можно быстро создавать профессиональные сайты, получить хостинг и доменное имя, причем все это с минимумом финансовых и интеллектуальных затрат? Среди наиболее ярких сервисов в этой области можно выделить uCoz. 

Нужно сказать, что с момента старта этой серии материалов в «Компьютерной газете», кой состоялся примерно в августе этого года, на рынке активно проявились и другие схожие сервисы, часть из которых является коммерческими, предлагающими комплект «все-в-одном», «вам не нужно заботиться о разработке и дизайне — все сделается за вас». В принципе, если разобраться, и uCoz является коммерческим и довольно успешным предприятием. Но параллельно с этим следует отметить, что дизайн у ресурса должен быть уникальным и узнаваемым, шаблонами дизайнов, какими бы красивыми они не были, пользуются только новички. К тому же не существует некоей единой структуры, которая равно хорошо подходила бы сразу всем. Поэтому в рамках этой статьи мы резюмируем некоторые практические аспекты, которые связаны не только с uCoz, но и с ситуацией на рынке веб-разработок как таковой. 


Предварительная работа с заказчиками


Есть современные правила ведения стартапов. Нередко можно встретить ситуацию, когда, например, приходишь к заказчику, который с гордостью заявляет: «Мой сайт сделан на ASP.NET — это самая надежная платформа» и так далее. Между тем сам сайт пуст, дизайн спартанский в худшем понимании этого слова, а обновления подразумевают трудоемкий процесс. Вообще, начинать нужно далеко не с этого. И на первом этапе нужно объяснить тому же заказчику, что «движок», «платформа» и т.п., на которых все будет технически реализовано после, — это вещь второстепенная. Стоит выделить четыре ключевые специализации: руководитель проекта, дизайнер, копирайтер (или журналист) и программист. 

Задачи дизайнера примерно понятны, и не требуют особого объяснения, хотя, по своему опыту, могу отметить некоторые нюансы. Дело в том, что дизайном в итоге должен быть доволен не дизайнер, не будущие посетители, а сам заказчик, пусть даже сделанное расходится с представлениями о красоте и о том, как нужно делать. Я помню ситуацию, когда изобрел уже шесть шаблонов будущего дизайна, но заказчику они не нравились, хотя я следовал его рекомендациям и пожеланиям. Но там то цветовая гамма не та, то слишком шаблонно и так далее. То есть, видно, что человек ощущал дискомфорт. В конце концов, я усадил его за компьютер и сказал: «Походите по Интернету и выберите те сайты, которые вам нравятся, под них и будем стилизовать». Он выбрал, стилизовали и в дальнейшем все пошло как по маслу. Есть и определенный спектр заказчиков, которые вовсе не вмешиваются в дела дизайнеров, а просто выдают оценку по тому, что им предлагают. Тут уже работа близка к варианту попадания пальцем в небо, и дизайны можно изобретать до потери пульса. 

Что касается работы руководителя проекта, то на начальном этапе он должен качественно реализовать и согласовать с заказчиком структуру будущего ресурса, учитывая все пункты меню и так далее. То есть сформировать ТЗ (техническое задание). Сама структура в обычном представлении не должна предусматривать большую глубину вхождения. Посетитель должен добраться до необходимой ему информации в несколько кликов. Саму информацию (даже в случае, когда она еще не готова) следует структурировать по степени важности — это нужно для расстановки пунктов меню. 

Затем все это отдается на проработку дизайнеру, а параллельно подключается копирайтер или журналист. При этом стоит понимать специфику раскрутки и SEO-продвижения, которые в большей степени сейчас зависят от уникальности и структурированности контента (информационного наполнения ресурса). Структуру мы уже предусмотрели, а вот наполнение требует отдельного внимания. 



Естественно, сайт после индексации поисковыми системами будет располагаться в некоем топе (это называется поисковой выдачей). Причем на каждый запрос (ключевое слово или выражение) его позиция будет различной. Посему создается семантическое ядро сайта, в рамках которого выбираются ключевые слова и выражения, по которым впоследствии будет идти продвижение. Именно они (эти слова и выражения) должны использоваться в текстах. Мы уже говорили о специфике дальнейшего SEO-продвижения в рамках отдельного материала, поэтому заострять внимание на этом вопросе сегодня не будем. Напомним лишь о параметре конверсии (превращения посетителей в клиентов). Дело в том, что через поисковые системы посетитель может выходить не только на главную страницу, но и на конкретную с описанием товара/услуги. Поэтому старая модель, при которой та же главная страница испещрена ключевыми словами и выражениями, не совсем актуальна. Вообще, перенасыщение главной страницы можно назвать и своего рода проблемой — пережитком прошлого. 

Допустим, фирма торгует компьютерными комплектующими, и на лицевой странице имеется огромное количество информации, а посетителю нужно просто найти мышь или клавиатуру, посмотреть то, что есть. Соответственно, в большом потоке информации он может запутаться. 
Конечно, продавцу хотелось бы донести информацию обо всех новинках, а также о товарах, на которых он бы хотел сконцентрировать внимание. В современных условиях это решается несколькими путями. В прошлых материалах мы описывали один из вариантов решений — динамически обновляемые информационные блоки. В рамках системы uCoz для них очень удобно использовать ротаторы баннеров, и чуть менее — информеры. 

И только после того, как готов дизайн, имеется весь контент (тексты, немаловажную роль играют иллюстрации), наступает черед выбора «движка» или платформы, на которой все будет технически реализовано. 


Стоит ли так полагаться на CMS заказчикам?


В данном варианте, в большинстве случаев сегодня предлагают пользоваться готовыми CMS (системами управления сайтом), которые могут быть как ноу-хау, то есть собственной разработкой отдельно взятой фирмы (это один из самых дорогих вариантов), так и одной их популярных систем типа uCoz, Wordpress, Битрикс и так далее. Все они предоставляют возможности легкого администрирования ресурса со стороны пользователя: изменение/добавление информации. 

Но… даже здесь есть много подводных камней, поэтому к сайту нужно составить небольшую документацию с рекомендациями. Приведем классический пример: пользователь копирует текст из Word и вставляет его в форму добавления материала на сайт. В большинстве случаев данный вариант не является правильным. Почему? Дело в том, что при копировании текста из Word’а вместе с ним вы, извините за тавтологию, копируете и служебную информацию ему сопутствующую (шрифт, его параметры, отступы и так далее). Если система на нее не реагирует, то это не значит, что весь этот мусор остается за бортом — он вставляется вместе с текстом. Таким образом, страница значительно утяжеляется со всеми сопутствующими проблемами. На самом деле правильно производить вставку через текстовый редактор типа Блокнот (Windows). То есть, сначала копируете текст в него, а затем из него. Отдельно стоит сказать об обработке изображений. Далеко не все пользователи понимают, как это нужно делать. Бывают даже смешные случаи, когда вставляются большие BMP-файлы, TIFF’ы и так далее. То есть, этот процесс нужно разъяснить и описать отдельно. 

Другими словами, донесу тривиальную мысль о том, что заказчик далеко не всегда является уверенным пользователем ПК, в большинстве случаев это не так. Поэтому даже вариант CMS с тривиальным администрированием может нести ряд проблем. 

Есть целый спектр заказчиков, которые не озадачиваются вопросами развития ресурса, отдав все на откуп сторонним компаниям, например, тем, которые этот сайт делали. Это грамотная позиция. 

В общем и целом, создание Интернет-ресурса даже в виде обычного сайта-визитки — это процесс, к которому нужно подходить серьезно с обеих сторон. 


Основные виды сайтов


С системой uCoz сейчас связано довольно много предложений на рынке веб-дизайна и создания сайтов. По качеству мы можем получить современные профессиональные результаты высокого уровня сложности с доступной для понимания обычным человеком системой управления. Другими словами, эта CMS ничем не хуже всех остальных, а в некоторых случаях и лучше. Разработав не менее пяти высококачественных ресурсов можно даже получить сертификат разработчика uCoz на сайте partner.ucoz.ru. Данный ресурс позволяет найти заказчикам разработчиков и наоборот. Хотя он не сильно популярен, и среди предложений услуг можно найти множество поделок начинающих. 

А в целом, имеет смысл создать отдельную веб-студию, и включить туда вариант uCoz как один из многих. 

Конечно, в большей своей массе заказчики требуют индивидуальные решения для своих сайтов, хотя есть и некоторое разбиение по принадлежностям:
  • Сайт-визитка. Небольшой сайт с несложным дизайном из нескольких текстовых страниц (например, "Главная", "Что мы производим", "Контакты"), форма для обратной связи и счетчик посещаемости сайта.
  • Корпоративный сайт. Содержит много разделов (например «О компании», «Наша миссия», «Наши контакты», «Наши сотрудники» и т.д.), выполняет роль пресс-службы, знакомит с продукцией, новостями компании, спецпредложениями, вакансиями компании, имеет гостевую книгу, имеет возможность регистрации на сайте, возможность вести массовые рассылки подписчикам, использовать рекламные баннеры, счетчик посещаемости.
  • Сайт-каталог товаров. Это сайт, на котором наглядно представлены по категориям ваши товары с подробным описанием, фотографиями, ценами, прочими условиями, гостевая книга для отзывов покупателей, форма обратной связи, счетчик посещаемости. В одном из платных аккаунтов uCoz предусмотрен специальный глобальный блок-модуль Интернет-магазина, в котором практически все автоматизировано, включая добавление позиций товаров из *.XLS-файлов.
  • Промо-сайт. Яркий рекламный сайт. Осуществляет рекламную кампанию одного товара или одного мероприятия в интернете. Содержит описание товара с иллюстрациями, контактную информацию и счетчик посещаемости. 
  • Интегрированные площадки. Это связанные между собой сайты филиалов крупной организации (т.е. каждому филиалу по одному сайту). Все сайты имеют общий фирменный стиль, а адреса таких площадок выглядят примерно так: москва.фирма.ру, минск.фирма.ру и т.д. На каждом из таких сайтов возможен полный набор возможностей корпоративного сайта и отдельная система управления.
  • Информационный сайт (СМИ). Самостоятельное электронное средство массовой информации, либо электронная версия "реального" СМИ. Подход индивидуальный.
  • Интернет-портал. В основном разделяются на два вида: вертикальные порталы, которые тематически специализируются в какой-то области и пытаются всецело ее охватить (например, порталы строительных материалов, косметических средств и т.п.), и горизонтальные порталы, которые охватывают много тем, представляют пользователям различные интерактивные сервисы (новости, блоги, форумы, статьи, фотохостинг, опросы, тесты, объявления, каталог сайтов).   
  • Интернет-сервисы. Какой-либо самостоятельный интернет-сервис (блог, форум, каталог статей, фотоальбом, доска объявлений, каталог сайтов).
  • Индивидуальные решения. Всевозможные гибриды, например сайт-визитку с каким-нибудь интернет-сервисом, или каталоги товаров на интегрированных площадках и т.д.
Данное разбиение довольно условно, но оно позволяет сформировать достаточно предметный прайс-лист, на который сможет ориентироваться потенциальный заказчик. 


Специфика работы с uCoz


Говоря о uCoz, мы подразумеваем SaaS (Software as a Service — ПО как сервис). То есть работаем с программным обеспечением на уровне веб-топа, находясь в интернете. Это всегда выгодно, потому как ситуация не зависит от вашей точки доступа — это может быть любой компьютер, подключенный к Интернету. Все данные хранятся на сервере uCoz. 

Но есть и недостатки. ПО является не таким продвинутым. Например, при работе со страницами и шаблонами я бы не рекомендовал активно пользоваться визуальными редакторами сервиса, лучше переходить сразу в HTML. Причем и HTML-редактор uCoz может иногда давать сбои. Дело в том, что мы говорим об интерактивных программных системах, которые пытаются в режиме реального времени «помочь» пользователю. Например, подсветить код или детектировать ошибку. 

У HTML-редактора от uCoz с этим есть некоторые проблемы. Например, вы открываете тег <div> и начинаете вручную вписывать параметры и т.п. Это занимает определенное время, в процессе которого редактор уже определяет, что тег не закрыт, и детектирует ошибку. Потом, когда вы закрываете тег, состояние может и не вернуться к «нормальному». В принципе, на форуме uCoz очень часто можно встретить рекомендации о том, что HTML лучше набивать в других редакторах. Это не свосем правомерно, потому как вариант от uCoz все-таки работоспособен, нужно только приноровиться к специфике.

А вот визуальные редакторы могут подойти только новичкам, которые не желают заниматься никаким программированием и, соответственно, получают доступ к функциям начального уровня. Функционально все довольно примитивно. 

Единственное, где визуальные редакторы могут хорошо использоваться — быстрое добавление материалов и новостей. И не забываем о том, что копировать текст нужно из Блокнота, то есть, неформатированный. 


Работа с шаблонами


Стоит отметить, что базовые шаблоны uCoz функционируют на специально запрограммированных блоках, из которых собираются страницы и выводятся в динамическом режиме. Но использование таких модулей не всегда целесообразно, поскольку занимает много расчетных ресурсов. Поэтому в ряде случаев имеет смысл заменить такие блоки на статический HTML. Например, то же меню. Это упростит и ускорит вывод страницы, хотя и предусматривает знание рабочей структуры. В качестве примера мы привели меню, поэтому продолжим говорить о нем. Меню должно отображаться на всех страницах сайтов, включая глобальные блоки ресурса (новости, статьи, фотоальбомы, форумы, гостевые книги и т.д.). Написав единожды код для своего меню, вы должны внести изменения во все эти модули, что делается с помощью операции «Быстрая замена» в многострочном режиме. 

Если вы серьезно изменили шаблон, то нужно быть очень аккуратным в рамках его сохранения. Да, сервис позволяет сделать резервную копию вашего сайта (не чаще, чем раз в неделю), но при этом, данная копия вам ничего существенно полезного не даст. Теоретически, а, в принципе, и практически, перенос сайта, созданного в системе uCoz, на другой хостинг возможен, только это потребует определенных навыков программирования. В Backup-копии ресурса вам дается буквально все (папки с изображениями, текстовая информация каждого из глобальных модулей).

Но если вы не собираетесь переезжать с сервиса, то для беспроблемной работы с шаблоном достаточно соблюдать небольшие правила поведения. Перед внесением изменений всегда сохраняйте у себя на диске в виде текстовых файлов: 
  • Файл CSS (или файлы CSS, если их несколько).
  • HTML-файлы ключевых страниц (верхняя колонка, боковые колонки, главная страница, статьи, новости и т.п.).
Дело в том, что, внося изменения, можно непроизвольно допустить несколько ошибок, в результате чего сайт окажется неработоспособным. Программная среда не позволяет восстанавливать предыдущие версии, предлагая лишь возможности полной смены вашего шаблона на исходный базовый. 

Помимо этого, при внесении существенных изменений в структуру, сам сайт рекомендуется отключить для внешнего просмотра, что делается с помощью специальной опции в общих настройках ресурса. 


Страницы с персональным дизайном


Конечно же, исходные шаблоны в uCoz можно видоизменить до неузнаваемости. И, в этом варианте совсем не важно, что вы выбрали изначально. Однако бывают ситуации, когда в рамках сайта нужны страницы с отдельным дизайном. Что это подразумевает? Например, вам не нужна шапка, подвал от основного ресурса, и вы хотите сделать что-то другое. Такой вариант возможен, но в ограниченном виде. То есть, вы можете делать до 20 страниц с собственным дизайном, отличным от ключевого шаблона сайта. 
Кстати, данное условие и, вообще, сам принцип довольно легко обойти. Каким образом? Путем создания нескольких различных классов или стилей в CSS. Затем вы подключаете какой-нибудь неиспользуемый глобальный блок-модуль, в котором используете другой вариант дизайна.   


Создание отдельной главной страницы


Это используется довольно часто, особенно в случаях, когда заказчики хотят сделать сайт чисто на флэше и так далее. Как сделать перенаправление? Есть два способа. Первый заключается в том, что вы создаете отдельную страницу со специальным дизайном, после чего в основных настройках вашего ресурса вы указываете, что она будет главной. 
Второй вариант возможен при вводе нескольких строк кода:

<script type="text/javascript">
<!--
window.location = "http://адрес_нужной_страницы_или_ролика";
//-->
</script>


Несколько слов о статистике


В системе uCoz вам предлагается модуль статистики от самих разработчиков. При бесплатном аккаунте uCoz счетчик отображается обязательно (его вид вы можете выбрать). При размещении его на страницы следует знать название переменной, которое соответствует данному модулю — это $COUNTER$. Платный аккаунт позволяет этот счетчик сделать невидимым, в то время как статистика будет вестись, плюс к этому добавляются новые пункты для более профессионального обзора, такие как анализ точек входа и выхода, посещение конкретных страниц. 



В принципе, модуль статистики от uCoz довольно информативен, но в бесплатном варианте тривиален по сути. Если нужна более подробная и профессиональная статистика, то лучше использовать сервисы Google Analytics либо же русский Live Internet. В первом случае счетчик работает неявно, то есть не отображается на страницах сайта, и вставляется в виде небольшого фрагмента кода. 


Подытожим


uCoz — это, к сожалению, один из немногих примеров продуманных CMS. Стоит выделить высокую надежность и работоспособность этого движка. В нормальных руках возможности не ограничены, то есть на его базе можно развить и реализовать фактически любую дизайнерскую идею вне зависимости от уровня ее сложности. Не скрою, что сейчас появились схожие системы, при этом они отличаются от CMS, подразумевающих программирование, где чаще всего вы не защищены от «кривых скриптов», всевозможных багов и так далее. В общем, на вкус и цвет… Отдельно стоит развеять некоторые недосказанности. Якобы Яндекс не работает с сайтами на бесплатном хостинге — это миф. Точно такой же, как и мнение, что с uCoz не работают профессиональные веб-студии и дизайнеры. 



Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора.








Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 308

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz