Сегодня: Пятница, 19.04.2024, 03:35 (МСК)| Здравствуйте, Гость| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Популярно об ИИ.
Третий сезон

Спецэффекты в Cinema4D

Эргономика компьютерных клавиатур

ТВ-тюнеры. Как выбирать?

Плагины Sonnox Oxford
Главная » КОМПЬЮТЕРНОЕ ПО И ЖЕЛЕЗО

Мировые ИТ-технологии. Итоги-2010

24.12.2010



2010-й год оказался довольно интересным, поскольку связан не столько с завершением мирового финансового кризиса, сколько с иллюстрацией того, что в ряде случаев этого кризиса и не было. Если говорить точнее, то он больше не финансовый, а политический, причем в рамках ИТ мы подразумеваем политику продвижения продуктов и технологий. Например, нельзя сказать, что все последние неудачи Microsoft связаны с каким бы там ни было финансовым кризисом, конкуренты этой компании в большинстве ее ниш чувствуют себя вполне уверенно и показывают положительную динамику. Другими словами, каждый вел себя по-своему. 

В этом обзоре вы увидите итоговый срез по таким профессиональным IT-дисциплинам как: технология Blu-Ray, 3D для пользователей, беспроводные технологии питания, роботы, звук, CMS и SaaS, проекторы, системы охлаждения для ПК, ПО 3D-моделирования/анимации, электронные книги. При этом ориентироваться мы будем больше на наш рынок.


Технология Blu-ray


Вроде бы Sony сотоварищи после безоговорочной победы над главным конкурирующим стандартом HD-DVD сейчас жить да радоваться. Но Blu-Ray не внедряется так динамично, как хотелось бы. Ситуация с самим стандартом остается пока весьма неопределенной, потому как он сильно модифицируется, что требует замену приводов и плееров на устройства нового поколения. В 2010 году утвердилось два новых ключевых стандарта: BDXL (аббревиатура от Blu-Ray Disk eXtra Large — четырехслойные диски) и IH-BD (Intra-Hybrid Blu-Ray Disk — двухслойные диски, один слой которых является записываемым R, а второй — перезаписываемым RE). Соответственно, осенью этого года в анонсах появились новые устройства их поддерживающие. 

Плюс к этому сейчас активно развивается технология BD 3D, в рамках которой используется два видеопотока, первый из которых (первичный) содержит информацию с одной камеры и звук, что позволяет смотреть 3D-кино в обычном 2D-варианте. Дополнительный вторичный поток содержит данные от второй камеры, что дает возможность смотреть трехмерный контент видео. Плееры, которые поддерживают данный стандарт должны предусматривать вывод обоих потоков через два HDMI-канала. Соответственно, это должно быть предусмотрено как на самих устройствах воспроизведения, так и в телевизорах/мониторах, тему которых мы затронем чуть позже.

То есть, как вы понимаете, все, что сейчас связано с технологией Blu-Ray подвержено новациям и ключевым изменениям техники. При этом ситуация будет развиваться дальше не менее интенсивными темпами. Дело в том, что сейчас идет наращивание объемов Blu-ray дисков, что делается специальными методиками путем использования множества слоев. Так в прошлом году TDK продемонстрировала 10-слойный диск на 320 Гб, а осенью этого года на CEATEC — 16-слойный на 1 Тб. Естественно, в будущем с такими носителями информации должны будут работать и плееры/приводы, что требует создания нового поколения этой техники.

В общем и целом, ситуация до конца не совсем ясна. Очевидно, что с нынешними ценами BD-накопители уступают уже сложившемуся стандарту DVD. Поэтому можно экспериментировать.

Интереснее всего в данной ситуации вариант с увеличением емкости дисков. Что на них можно разместить для продажи, например, на 320 Гб? Если смотреть на самые ресурсоемкие программные продукты, к числу которых можно причислить множество мультимедийного ПО (звук, обработка видео, 3D-графика/анимация), то самые большие из них, включая обширные библиотеки и видео-Help’ы «весят» не больше 50-60 Гб. Есть, конечно и редкие узкоспециализированные случаи, такие как Vienna Symphonic Orchestra (250 Гб) и East West Hollywood Strings (310 Гб), но это для очень немногих специалистов. 

Если говорить о кино, даже в 3D-виде таких громадных объемов не требуется. 
Единственный вариант, если BD диски на 320 Гб или 1 Тб станут записываемыми. Но это мы увидим на массовом рынке, по всем предпосылкам не в ближайшем году, и даже не через два года. 


Осенняя новинка — привод BDXL 

Сейчас благодаря внедрению BDXL максимальная емкость записываемой/перезаписываемой информации составляет 128/120 Гб соответственно. Приводы, способные с ними работать, на конец осени только анонсировались с большой разбежкой по ценам, например, Plextor PX-LB950SA — 180 евро, SATA-привод Buffalo — $390 (внешний USB-вариант — $520). В общем, все пока находится на довольно странном уровне, если точнее сказать, в подвешенном состоянии. Впрочем, подробный обзор всего и вся мы делали совсем недавно.  


3D в массы


В 2010 году серьезно заговорили о внедрении домашних систем 3D-видения (см. подробный материал). Практически все они подразумевают использование очков с затворами и синхронизацию через специальный ИК-порт. Нужно сказать, что для пользователей ПК такой переход осуществляется довольно легко и дешево, при условии, что у вас имеется монитор, поддерживающий частоту обновления экрана 100 Гц и более, а также видеокарту современного уровня с логотипом «3D Ready». Далее можно купить небольшой набор от NVidia, включающий очки, ИК-порт и специальные драйвера. Это не дорого, причем подобные предложения имеются и от других производителей. 

Что касается телевизионной техники, то тут несколько сложнее, поскольку нужны специальные устройства. 100 Гц или выше, указанные в спецификации, не совсем отображают действительность, потому как такие телевизоры рассчитаны на прием сигнала с частотами смены кадров 50/60 Гц. Удвоение используется для сглаживания изображения. То есть, для 3D необходимы специальные устройства, которые могут получать сигнал с частотой кадров 100 Гц. Такие уже анонсированы и даже имеются в продаже. В частности, уже на слуху модели серии Panasonic VIERA.


3D-телевизор Panasonic Viers GT 25. Также новинка-2010

Что касается непосредственно вещания в 3D, то оно уже запущено в ряде стран, и даже в этом году в России, хотя у всех подобных каналов есть очевидная проблема с контентом, вернее, его отсутствием. 

Между тем, энтузиазм не удержишь, и сейчас достаточно популярным в Интернете является вариант скачивания 3D-фильмов и просмотра оных не только с помощью дорогих специальных приспособлений, но и обычным анаглифным способом, учитывая все его недостатки. 


Беспроводные технологии питания


А вот эта ниша развивается очень стремительными темпами. Подумать только: в 2007-м исследователи из MIT показали работающую модель передачи электропитания на расстоянии, в 2008-м огромное количество производителей объединились в специальный консорциум Wireless Power Consortium, в 2009-м на CES уже были показаны работающие прототипы, а в 2010-м они появились в массовой продаже. Пока мы говорим только о беспроводной подзарядке мобильников и КПК, но будущее у данной ниши огромные. 


Беспроводные зарядные станции WildCharge уже давно в продаже, как и многие другие

В частности, следует отметить, что помимо всех, ситуацией активно заинтересовалась компания Texas Instruments, являющаяся технологическим донором для множества брендов электронной техники. 

В рамках того, что они предложили, запитываемые устройства не должны находиться в непосредственной близости от зарядной станции-базы. То есть, все происходит «на лету». 


Роботы


В 2010-м ситуация в этом сегменте начала оживать. Наиболее значимых событий стоит выделить… два. 

Первое — появление информации об экзосклетах, разработанных в рамках программы DARPA «Exoskeletons for Human Performance Augmentation». Стоит выделить две ключевые разработки в ее рамках — Raytheon XOS 2 и Lockheed Martin HULC MK II. Если вы внимательно посмотрите на цифры, то сможете понять, что речь идет уже о втором поколении этих разработок. Причем стоит отметить, что хотя они базируются на одной ключевой технологической системе BLEEX (Berkeley Lower Extremity Exoskeleton), концепции у них разные. В варианте от Raytheon за основу взят принцип многозадачности. То есть, сам экзоскелет должен выполнять множество различных функций. У Lockheed Martin подход несколько другой, а именно, имеется некая базовая основа, а остальная комплектация добавляется в силу специфики выполняемых задач. Этот вариант, судя по всему, более быстр в реализации, так что, скорее всего, в «обмундирование» американских солдат первыми войдут HULC MK. 





Lockheed Martin HULC MK II

Второе — состязание W Prize, в рамках которого победил робот HONDA Asimo. Нужно отметить, что задание участникам дали далеко не легкое. Для роботов-гуманоидов была создана специальная трасса, в рамках которой нужно проходить в арки различных размеров, шагать по кубикам, расположенным на разной высоте и на расстоянии друг от друга, также требовалось подниматься и спускаться по лестнице и так далее. Это мы кратко описали саму трассу, а точнее круг, который нужно было пройти 50 раз, намотав тем самым 10 км, в строго указанное время. 



 Honda Asimo выиграл W Prize

Что интересно, еще пять лет назад роботы-гуманоиды еле двигались на ровной поверхности, а теперь уже проходят такие сложные испытания. Впрочем, в 2015-м году японцы планируют высадить такого «гуманоида» на Луне, что после соревнований W Prize выглядит вполне реалистичным. 

А в целом, ситуация жизнеутверждающая. В следующем году в Лондоне появятся беспилотные такси, перевозящие пассажиров из аэропорта Хитроу по специальным трассам. Да, и вообще, интересных новостей было довольно много.


CMS и SaaS


2010-й год можно считать довольно интересным в области развития CMS и SaaS именно для региона экс-СССР. Конечно, сама аббревиатура CMS в обиходе появилась довольно давно, как собственно, и началось применение подобных систем управления, коих сейчас расплодилось довольно много на различные уровни подготовки. Есть платные и бесплатные варианты. 
Причем изначально было очевидно движение с двух ключевых сторон, что потом развилось: 
  1. Веб-конструкторы, в рамках которых из модулей-блоков собирается готовый ресурс.
  2. Интернет-сервисы, предоставляющие возможность завести страничку или небольшой сайт во всемирной паутине.  
В первом случае часто предусматривается возможность разработки оффлайн, а также нередка ситуация эмуляции процесса, в рамках которого вы устанавливаете виртуальный сервер и производите всю работу с ним. Этот вариант очень близок в сравнении с программами-почтовыми клиентами, которые вы устанавливаете у себя на компьютере. Почему взято такое сравнение, вы поймете буквально через несколько предложений. 

Второй случай предусматривает создание сайта «на месте», то есть вы пользуетесь специальным программным обеспечением самого сервиса, находясь в сети, выбираете и настраиваете шаблоны и так далее. Это можно сравнить с почтовым ящиком, к которому вы получаете доступ через веб-интерфейс. Причем в данном случае вы не привязаны к какому-нибудь определенному компьютеру и ПО, на нем установленному.

Наиболее интересным и продвинутым вариантом второго случая, среди довольно большого количества схожих сервисов, является uCoz, который широко распространен по всему миру, не так давно появился в России, а после открыл свои представительства в некоторых странах экс-СССР, в частности, в Украине, Казахстане, Латвии. В 2010-м в его рамках был разработан уже миллионный сайт. 



uCoz — это SaaS (ПО как сервис), выдающая каждому пользователю личный онлайн веб-топ наподобие рабочего стола Windows.

Для начального уровня uCoz предлагает выбор из более чем 200 шаблонов дизайна с возможностями простого подключения глобальных модулей-блоков, таких как форумы, гостевые книги, чаты и так далее. При этом дает доменное имя третьего уровня, которое после можно легко заменить на свое, и место под хостинг. Более продвинутые пользователи системы могут беспроблемно и как угодно менять дизайн под свои нужды и задачи (HTML/CSS) и создавать ресурсы любого уровня сложности. Причем uCoz — это не только CMS, но и полноценный вариант SaaS (ПО как сервис). В его рамках вы работаете в Интернете в рамках веб-топа, напоминающего обычный Windows, плюс к этому вам дается доступ к конструкторам, визуальным редакторам и редакторам HTML или BB-кодов. 


Для начального уровня сервис uCoz предлагает чуть более 200 шаблонов дизайнов


Вся работа с сайтом, сделанном на uCoz происходит в вебе. 

В общем, это очень неплохой веб-конструктор, доступный через браузер. Отдельно стоит сказать о легкости обновлений ресурса для конечного пользователя, тот без труда в режиме визуального редактирования может добавлять новости, статьи, редактировать сообщения. В специальном платном пакете предусмотрено создание профессионального интернет-магазина, в котором помимо всего прочего предусмотрен прямой экспорт данных из Excel-файлов. 

Нужно отметить, что не смотря на все прелести uCoz, для жителей Беларуси ситуация работы с ним довольно сильно усложнена в силу известного летнего постановления, в рамках которого юридические лица должны быть привязаны к белорусскому хостингу. Постановление-то приняли, а о замене современных и насущных сервисов, подобных uCoz, предоставляющих помимо всего прочего просто бесплатный хостинг, на свои собственные там не предусмотрели. Да, и кто это будет разрабатывать, если основные мощности национальных разработчиков направлены на аутсорсинг? В результате, если ввести такой интересный параметр как «интернетизация», то с таким постановлением эта страна уже начала сильно отставать от всего мира. Вообще, с белорусским Интернетом ситуация всегда «веселая» — это и высокие цены, и низкая рентабельность большинства ресурсов, и отсутствие вразумительных платежных систем, постоянные попытки власти внедрения всевозможных ограничений. Тему продолжать не будем, потому как: зачем лишний раз воздух возмущать?


Проекторы


Ситуация на рынке проекторов (см. подробный обзор) в этом году не продемонстрировала каких-либо всплесков или сильного удешевления технологий, что для данного типа устройств довольно трудно реализуемо. Во всем мире в моду стали входить так называемые «пико-проекторы», то есть миниатюрные устройства. Они отличаются компактностью, довольно хорошим качеством изображения и невысокими ценами.  

Причем стоит отметить и одну интересную тенденцию на рынке в рамках стандартных устройств, а именно, все чаще пользователи стали обращать внимание на экраны (см. подробный обзор), хотя раньше многие из них думали, что приобретение проектора является самодостаточным само по себе. У данного типа устройств есть один недостаток с точки зрения эксплуатации, а именно, необходимо периодически менять лампу — удовольствие не из дешевых. Использование специальных экранов позволяет улучшить использование, а в некоторых случаях в итоге и сэкономить. Например, бисерные (светоотражающие) экраны усиливают яркость в два или три раза, соответственно, с ними можно работать в экономном (eco) режиме. Также некоторые экраны значительно улучшают характеристики изображения (контрастность и т.п.). В общем, данная тема сейчас развивается, при этом, если раньше экраны являлись довольно дорогими, то сейчас в силу довольно большого количества их производителей цены медленно, но верно снижаются. 


Системы охлаждения для ПК


В этом году в области систем охлаждения ситуация развивалась эволюционно: процессоры модифицируются — кулеры растут. В этом году мы сделали обширную серию, описывающую как сами технологии, так и множество моделей и сопутствующих вопросов.

Если говорить о воздушных системах охлаждения с тепловыми трубками, то одной из самых интересных новинок 2010 года стоит выделить два имени среди производителей, о которых говорили и положительно отзывались многие специализированные издания — Scythe и GlacialTech. Японцы из Scythe предложили довольно интересный кулер башенного типа Yasya, в котором форма секции алюминиевого оребрения нестандартна и сделана с треугольными выпуклостями (название этой технологии от производителей — T.M.L.F. (Trident Multi Layer Fin Structure — «треугольная многослойная структура пластин»)). На практике она показала великолепные результаты.


Scythe Yasya

Что касается GlacialTech, то в рамках продукции этой компании мы можем увидеть очень неплохие дизайнерские решения при этом с отличными характеристиками охлаждения. 


GlacialTech UFO V51 PWM

И, конечно же, не стоит сбрасывать со счетов одного из лидеров рынка — компанию Zalman. В линейке ее продукции есть много стандартных устройств, но при этом там можно обнаружить и систему водяного охлаждения Zalman Reserator 1 V2, сравнительно недорогую ($250-290) и фактически бесшумную.


Профессиональная система водяного охлаждения от Zalman — Reserator 1 V2.jpg 

Что касается ноу-хау с фреоновыми системами, работающими по принципу холодильника, то ситуация фактически затормозилась. Возможно, в силу прошедшего кризиса и отсутствия явной необходимости в их применении.  

Отдельно стоит отметить довольно новое течение в области систем охлаждения — специальные панели для ноутбуков. Далеко не все пользователи понимают необходимость их приобретения, и на данный момент рынок подобных подставок не сильно насыщен продукцией. 


Охлаждающая подставка под ноутбук Zalman ZM-NC2000

При этом, специально для ноутбуков сейчас делаются небольшие столики-рабочие места и охлаждающие панели там можно увидеть чаще всего. 


ПО 3D-моделирования/анимации


Софт в области 3D на данный момент является развивающимся наиболее бурно. Все это подхлестывают требования современной индустрии в области игр, кино, видео и телепродукции. Ситуация не собирается притормаживать, потому как каждый момент появляются новые технологии, спецэффекты и так далее. При этом разрабатывается множество новых довольно серьезных программ от различных разработчиков, в том числе и российских. Помимо этого, сейчас начали активно развиваться конструкторы/движки для создания компьютерных игр, в рамках которых реализована не только интеграция с известными 3D-пакетами, но есть и встроенные возможности 3D-моделирования/анимации. Помимо этого есть и обратное движение, а именно, в некоторых программах 3D-моделирования можно делать игры. 

Плюс к этому есть и еще одно мощное движение — со стороны кино. Читатели довольно часто задают вопросы по тому, какие именно пакеты использовались при создании того или иного фильма. На самом деле, ответить на них трудно, потому как у каждой студии свой инструментарий, который часто хранится за семью печатями. Это во-первых, а во-вторых, часть программного обеспечения разрабатывается исключительно под конкретные задачи. Потом это перекочевывает в виде технологий для стандартных пакетов либо же реализуется в виде отдельных продуктов. Лицензии на некоторое ПО стоят нескольких десятков тысяч долларов, что значительно ограничивает количество специалистов, его использующих. При этом стоит отметить очень важную вещь, а именно, при достижения высокого профессионального уровня разница между пакетами полностью стирается. То есть опытный специалист может работать в чем угодно и быстро обучается новому. 

Между тем, наиболее интересная конкуренция сейчас происходит в области программ скульптинга (лепки). Это довольно новый прием моделирования, причем в данной области лидирует два продукта — Pixologic ZBrush (см. подробный урок по нему) и Alias MudBox. Первый является уникальным ноу-хау, которое выросло из обычного 2D-пакета, в котором разработчики предположили вариант рисования кистями с вдавливанием. После это выросло в довольно интересный и нестандартный 3D-пакет. Предложенная техника дает очень много плюсов по сравнению с тем, что мы видим в стандартном ПО, где все обычно производится на уровне полигонального или NURBS-моделирования. Основные отличия — работа на высокополигональном уровне с кистями, в результате чего очень быстро создаются природные формы, лепнина и так далее. Сейчас данный пакет активно используется в кино, ТВ и играх, причем если говорить о последних, то очень и очень активно. Да, собственно, а где еще можно так натурально моделировать монстров уровня Bioware?


Этого монстра я слепил в ZBrush чуть менее чем за полчаса. В пакетах со стандартным моделированием мог бы затратить на такое же гораздо больше времени

MudBox развивался абсолютно с другой стороны — изначально это был специализированный пакет для кино, который активно использовался в нескольких голливудских блокбастерах. Затем его выкупила Alias. Сейчас происходит интересное противостояние. Умные моделеры изучили два пакета, рьяные — до сих пор спорят, какой из них лучше. В действительности мы сейчас говорим о довольно больших сообществах. 

Что касается других интересных новостей из области 3D, то стоит отметить начало разработки нового пакета 3D-моделирования/анимации Clarisse. Ею занята фирма Isotropix, которая состоит из профессионалов высочайшего класса, работающих в кино, с играми (ААА), на телевидении. Сама программа находится на стадии альфа-тестирования (кстати, и автор этих строк входит в число ее альфа-тестеров), выпуск запланирован на 2011 год. 

Нужно сказать, что Clarisse в потенциале может оказаться серьезным конкурентом 3ds MAX, Maya, XSI, Cinema4D, во-первых, по причине влиятельности имени Isotropix, во-вторых, в силу закладываемых технологий и концепций, которые являются востребованными среди специалистов из области 3D. 

Также в 2010-м году не мог не порадовать выход новых версий Maxon Cinema4D (R12) и ZBrush 4, общее у которых одно — довольно много существенных качественных нововведений. Причем это две самые динамичные в плане развития программы на сегодняшний день (другие пакеты развиваются менее стремительно). 


Электронные книги (eBook)


Хоть в этом году Арнольда Шварценеггера сместили с позиции губернатора Калифорнии, в истории электронных книг этот руководитель запомнится как один из первых, кто издал указ по замене обычных учебников на электронные книги. Многие страны пытаются сделать подобный переход с большим или меньшим успехом. Скорее даже меньшим, потому как до второй половины этого года данные устройства подразумевали довольно дорогую разовую покупку. Но ситуация сдвинулась с мертвой точки — технологии удешевились, вернее, видоизменились, цены упали. В этом году мы уделили пристальное внимание к данному сегменту.

Отдельного внимания, конечно же, заслуживают вычисления озвученные газетой New York Times. Еще в эпоху дороговизны электронных книг, когда появилась модель Kindle 2 по цене $359 (а сейчас Kindle стоит от $139 до $189), было посчитано: если New York Times разошлет даже бесплатно новый Kindle 2 всем 830 тыс. своим подписчикам, это будет все равно вдвое дешевле (297 млн. долл.), чем тратить минимум 644 млн. долл. в год на закупку бумаги, оплату работы типографии и службы доставки газет. 

Причем стоит отметить, что довольно активное движение в области перехода на электронные книги сейчас происходит и в России.

А, в общем и целом, чем запомнился 2010-й год? Преодолен психологический ценовой рубеж в $100. Это во многом связано и с отказом от так называемой «электронной бумаги» (или «электронными чернилами») E-ink в пользу TFT-дисплеев. Именно из-за E-ink, патент на который сосредоточен фактически в одних руках, цены на электронные книги являлись высокими. Выигрыш использования подобных дисплеев — экономия питания, минусов, включая высокую цену, гораздо больше. В результате, некоторые производители просто сосредоточили внимание на более бюджетном секторе, а некоторые и вовсе отказались от использования E-ink. 

В общем, можно сказать, что в 2010-м на рынке электронных книг произошла своего рода революция. Что касается множества регионов, имеет смысл обратить внимание на китайскую модель, которая просто маркируется как М001. На ее базе будет сформировано большое количество различных электронных книг, выпускаемых под всевозможными торговыми марками (это происходит уже сейчас, причем даже российский МТС озвучил новые устройства с теми же характеристиками). 


M001 — китайский прототип eBook’ов на ЖКИ-экранах стоимостью меньше $100. Взят за основу для множества устройств от различных брендов

Определить M001 можно, скорее, не по внешнему виду, а по описанию в спецификации. Операционная система: Google Android OS 1.6, процессор VIA MW8505 600MHz, оперативная память 128MB DDR2, память 2GB NAND FLASH, поддержка подключения внешних SDHC с емкостью до 32GB, сенсорный дисплей — 7" TFT, 16:9 800х480, есть акселерометр с функцией смены ориентации экрана, сеть — 802.11b/g/n Wi-Fi, микрофон, один динамик, USB-слот, стерео-выход, ПО — Google Chrome-lite Browser, UCWEB Browser, Fring, MSN, QQ и так далее.


На рынке США в этом году среди явных лидеров продаж стоит выделить Kindle Wireless

На рынке США в этом году среди явных лидеров продаж стоит выделить Kindle Wireless, учитывая тот факт, что озвученные расчеты New York Times получили резонанс, и на данный момент к распространению с помощью Kindle Wireless присматривается множество американских изданий.



Перепечатка материалов или их фрагментов возможна только с согласия автора








Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ассоциация боевых роботов
Рекомендуем...
Новости

Разделы

Опросы

Какой язык программирования вы считаете наиболее актуальным сегодня?
Всего ответов: 329

Друзья

3D-кино






Найти на сайте:








Об авторе       Контакты      Вопрос-ответ        Хостинг от uCoz